Северо-Осетинский Центр социальных исследований
Монографии, статьи, проекты, исследования
награды
особое


«Отношение школьников 11-х классов РСО-А к ЕГЭ». Интервью для газеты «Пульс Осетии».
12.06.2014
Дзуцев Хасан Владимирович
Вице-президент РОС по СКФО РФ,
Директор Северо-Осетинского Центра
социальных исследований ИСПИ РАН
доктор социологических наук, профессор


Х. В. Дзуцев

Одним из наиболее дискуссионных элементов современной системы образования стал Единый государственный экзамен (ЕГЭ), полемика вокруг которого не утихает с момента его введения в 2001 г. Особенно острой она стала в 2008 г., когда к нему присоединились все регионы, а с 2009 г. для выпускников школ он стал безальтернативной формой итогового контроля знаний и основной формой вступительных экзаменов в вузы и ссузы.

Учитывая важность и значимость данного вопроса, мы обратились за разъяснениями к доктору социологических наук, профессору Хасану Дзуцеву.

- Хасан Владимирович, как вы оцениваете современную систему подготовки к Единому государственному экзамену?

В сегодняшней российской системе образования, в том числе в РСО–А, сохранились негативные моменты конца 90-х годов XX века, когда мало кого интересовали практические навыки молодых людей, необходимых для того чтобы зарабатывать на жизнь. Времена кардинально изменились, поэтому перед системой образования стоят новые задачи по улучшению системы подготовки к ЕГЭ в СОШ.

Поскольку в РФ не видно начала новой индустриальной революции, требования к системе образования со стороны общества минимальные и не совсем определенные. Уровень подготовки учащихся по ряду дисциплин, в первую очередь по математике, физике, химии, биологии, информатике и другим естественным наукам, на очень низком уровне. А, как известно, слабая и односторонняя школьная подготовка не создает базу для развитой культуры в широком смысле (материальной и нематериальной) страны в целом и ее отдельных регионов.

Система ЕГЭ позволяет получать высшее образование разным группам населения: тем, кто получил достаточно высокие баллы, государство обеспечивает финансирование расходов на обучение в вузе или ссузе. Но это не значит, что дети обеспеченных родителей, даже не набравшие высокие баллы, не будут претендовать на продолжение учебы в самых престижных высших учебных заведения как России, так и мире.

- Хасан Владимирович, какая у Вас есть информация о подготовке школ Осетии к ЕГЭ?

Для определения характера отношения учащихся старших классов средних общеобразовательных школ РСО-А в апреле 2014 г. Северо-Осетинским Центром социальных исследований ИСПИ РАН совместно с Северо-Осетинским государственным педагогическим институтом было проведено социологическое исследование на тему: «Отношение школьников 11-х классов Республики Северная Осетия-Алания к Единому государственному экзамену: социологический анализ».

В рамках социологического исследования были проведены массовый и экспертный опросы. Опрошены 600 респондентов-учащихся (10% от общей численности выпускников республики) 11-х классов средних общеобразовательных школ (СОШ) РСО-А: 200 человек - во всех 4-х муниципальных округах г. Владикавказа (по 50 в каждом МО), и 400 – в сельских районах (в каждом районе по 50 человек).

- Хасан Владимирович, какие формы подготовки к ЕГЭ являются среди школьников самыми популярными?

Наиболее популярными формами подготовки школьников к ЕГЭ являются: подготовка с индивидуальным репетитором; подготовка на специализированных курсах; подготовка на специализированных онлайн-курсах; самостоятельная подготовка; подготовка в школе.

Как показывает опыт прошлых лет, и тогда и сейчас, самой эффективной формой является подготовка с репетитором. Поэтому почти половина (47,5 %) школьников, по материалам опроса, проведенного Северо-Осетинским Центром социальных исследований ИСПИ РАН и Северо-Осетинским государственным пединститутом, именно ее и избрали. Более, чем каждый третий старшеклассник занимается самостоятельно, почти столько же опрошенных школьников готовятся к ЕГЭ с учителем, более 6% не занимаются вообще. но одновременно, как видно из исследования, по некоторым предметам, наиболее важным для учащиеся, ходят к репетитору, а по остальным занимаются самостоятельно.

Материалы опроса показали высокий уровень систематической подготовки в школах РСО-А. Абсолютное большинство опрошенных (75,5%) ответили на этот вопрос положительно. И только 3,6% выпускников отметили, что систематическая подготовка к ЕГЭ в школах не ведется. Правда, настораживает, что каждый четвертый старшеклассник (20,9%) отметил, что такая подготовка ведется частично. Материалы опроса также выявили, как с этим обстоят дела в районах, но этот вопрос требует отдельного рассмотрения.

- Хасан Владимирович, по каким предметам в основном наши выпускники занимаются с репетиторами?

Наиболее распространенными предметами репетиторства являются математика (65,3%), русский язык (61,7 %), история 23,6%, биология 25,2%, химия 21,4%, физика 15,1%, иностранный язык 6,9%, география 4,9%, другие предметы 26,9%. Учитывая, что каждый респондент мог ответить на несколько вариантов, сумма ответов составляет более 100%.

Такой высокий процент, занимающихся с репетиторам по предметам естественнонаучного и технического направления объясняется возможностью в перспективе найти работу на современном рынке труда как в РСО–А, так и за его пределами. Кроме того, последние тенденции развития российского образования свидетельствуют об активизации именно этого направления образования с соответствующим привлечением финансовых, материальных, кадровых и организационных ресурсов.

- Хасан Владимирович, в прошлые годы, особенно летом 2013-го, кампания ЕГЭ была ознаменована массой скандалов об утечке экзаменационных заданий за несколько дней до экзаменов. Рассчитывают ли школьники на аналогичную ситуацию в текущем году?

- Наши исследования показали, что абсолютное большинство выпускников, что радует, (75,0%) не собираются ни в коем случае воспользоваться готовыми заданиями и ответами с интернет-сайтов. Но, тем не менее, не исключают этой возможности для себя 25% опрошенных старшеклассников.

Даже если не все школьники совсем откровенны с интервьюерами в ответе на данный вопрос, они осведомлены о рисках такого способа сдачи ЕГЭ.

- Хасан Владимирович, это недоверие основано на опыте прошлых лет, изобилующем фактами мошенничества? А Вы ставили перед собой задачу, выяснить, готовы ли реально выпускники покупать готовые ответы по ЕГЭ и потратить на это деньги?

- Да, конечно, ставили, это было для нас важно. Как показал опрос, большая часть старшеклассников (57,5%) даже не рассматривают такую возможность. Лишь незначительная часть школьников доверяет различным предложениям о покупке реальных ответов на ЕГЭ. Слишком многое зависит от результатов ЕГЭ, чтобы воспользоваться столь рискованным инструментом.

- Хасан Владимирович, а как же традиционный способ списания – шпаргалка?

- Более распространенной формой подготовки к ЕГЭ, чем скачивание чужих ответов неизвестного качества, является традиционное написание шпаргалок перед экзаменом – доля школьников, пишущих их, в совокупности составляет 67,2%.

- Хасан Владимирович, самой распространенной формой является использование мобильного телефона для получения информации из Интернета. Как к этому относятся выпускники наших школ?

Еще один из распространенных, но неправомерных методов сдачи ЕГЭ – использование информации по заданиям экзамена, полученной во время экзамена из Интернета посредством мобильной связи. На получение информации из Интернета во время экзамена в той или иной степени рассчитывают почти половина школьников (47,8 %). В Кировском районе все выпускники готовы использовать мобильные телефоны на ЕГЭ с названной целью.

Мобильный телефон используется не только как инструмент поиска информации в Интернете, но и как средство связи с лицами извне экзамена (чаще всего репетиторами), которые помогают выполнять задания. Если есть возможность использования телефона, то вариант связи со специалистом той или иной области знания наиболее результативен, если результатом считать набранные на ЕГЭ баллы.

- Хасан Владимирович, тема ЕГЭ, уровня знаний выпускников волнует многих, не исключено, что кто-то из нынешних 11-классников захочет поступить к вам на факультет психологии и социологии…

- Согласен с Вами, ведь социолог – это востребованная в современной рыночной экономике специальность, и охватывает такие науки как экономика, социальная антропология, психология, политология. Социологи могут работать в школе и преподавать общественные науки, являться служащими в муниципальных образованиях, министерствах, администрации главы республики и выполнять функции специалиста по связям с общественностью.


Комментарии (0)  |  Добавить комментарий