Северо-Осетинский Центр социальных исследований
Монографии, статьи, проекты, исследования
награды
особое


«Отношение старшеклассников РСО-Алания в Единому госэкзамену». Интервью для газеты «Северная Осетия»..
12.06.2014
Дзуцев Хасан Владимирович
Вице-президент РОС по СКФО РФ,
Директор Северо-Осетинского Центра
социальных исследований ИСПИ РАН
доктор социологических наук, профессор


Х. В. Дзуцев

Одним из наиболее дискуссионных элементов современной системы образования стал Единый государственный экзамен (ЕГЭ), полемика вокруг которого не утихает с момента его введения в 2001 г. Особенно острой она стала в 2008 г., когда к нему присоединились все регионы, а с 2009 г. для выпускников школ он стал безальтернативной формой итогового контроля знаний и основной формой вступительных экзаменов в вузы и ссузы.

Учитывая важность и значимость данного вопроса, мы обратились за разъяснениями к заведующему кафедрой социологии и социальных процессов доктору социологических наук, профессору Хасану Дзуцеву.

- Хасан Владимирович, Вы не изучали проблему отношения старшеклассников к форме выпускных экзаменов?

- Для определения характера отношения учащихся старших классов средних общеобразовательных школ РСО-А в апреле 2014 г. Северо-Осетинским Центром социальных исследований ИСПИ РАН совместно с Северо-Осетинским государственным педагогическим институтом было проведено социологическое исследование на тему: «Отношение школьников 11-х классов Республики Северная Осетия-Алания к Единому государственному экзамену: социологический анализ».

В рамках социологического исследования были проведены массовый и экспертный опросы. Опрошены 600 респондентов-учащихся (10% от общей численности выпускников республики) 11-х классов средних общеобразовательных школ (СОШ) РСО-А: 200 человек - во всех 4-х муниципальных округах г. Владикавказа (по 50 в каждом МО), и 400 – в сельских районах (в каждом районе по 50 человек).

Сегодня ЕГЭ является основной формой итоговой государственной аттестации в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузах и ссузах. В обществе неоднозначное отношение к ЕГЭ как со стороны школьников, их родителей, так и со стороны системы образования, особенно высшего.

Поэтому следующая группа вопросов чрезвычайно важна в плане прогноза формы сдачи экзаменов. Среди всех опрошенных учащихся 11-х классов практически половина (41,7%) предпочли бы традиционную форму (по билетам) сдачи экзаменов. Но данный процент меняется в зависимости от места проживания. Так, например, в г. Владикавказе этот процент чуть выше (45,3), чем среди респондентов, проживающих в сельской местности (39,9). Такая же картина в Алагирском районе – 50,0%. В Кировском относительно низок процент желающих сдавать экзамены в традиционной форме (25,7), в то время как сторонников защиты рефератов набралось 31,4%. Среди всех опрошенных сторонники защиты реферата составил 6,1 %. «Отличились» также учащиеся Затеречного МО, где сторонников такой формы сдачи экзаменов 12,9%. Есть также среди всех опрошенных учащихся сторонники презентации проекта (4,8%), в частности, в Промышленном МО – 10,6%, Кировском – 11,4%. В форме собеседования готовы сдавать экзамены 8,7% респондентов. Среди горожан этот процент составил 12,3, сельских жителей – 6,9. Но «рекордсменами» предпочтения собеседования являются учащиеся Моздокского района (16,0%) и Иристонского МО (15,4%).

- Хасан Владимирович, Вы сделали акцент в основном на традиционной форме (билеты), а сколько сторонников у ЕГЭ?

Явно заметно, что критика ЕГЭ в обществе снижается, учитывая, что сторонников его сдачи среди всех опрошенных легитимная цифра 28,1%. Среди горожан сторонников ЕГЭ 21,8 %, среди сельчан – 31,3%. На этот процент стоит обратить внимание, потому что по материалам данного опроса учащихся сельской местности, живущих в состоянии абсолютной бедности, 9,0%. Процент сторонников ЕГЭ в таких сельских районах, как Ардонский (45,7%), Правобережный (43,5%) Дигорский (42,0%) и Пригородный (36,8%) самый высокий. Предпочитают ЕГЭ 32,6% «отличников».

Затруднившихся ответить на поставленный вопрос больше всего в Ирафском районе (25,6%) и Иристонском МО (17,9%).

В г. Владикавказе этот процент чуть выше (45,3), чем среди респондентов, проживающих в сельской местности (39,9). В Северо-Западном МО процент составил 54,8%, такая же картина в Алагирском районе – 50,0%. В Кировском относительно низок процент желающих сдавать экзамены в традиционной форме (25,7), в то время как сторонников защиты рефератов набралось 31,4%. Среди всех опрошенных сторонники защиты реферата составил 60,1%. «Отличились» также учащиеся Затеречного МО, где сторонников такой формы сдачи экзаменов 12,9%. Есть также среди всех опрошенных учащихся сторонники презентации проекта (4,8%), в частности, в Промышленном МО – 10,6%, Кировском – 11,4%. В форме собеседования готовы сдавать экзамены 8,7% респондентов. Среди горожан этот процент составил 12,3, сельских жителей – 6,9. Но «рекордсменами» предпочтения собеседования являются учащиеся Моздокского района (16,0%) и Иристонского МО (15,4%).

Явно заметно, что критика ЕГЭ в обществе снижается, учитывая, что сторонников его сдачи среди всех опрошенных легитимная цифра 28,1%. Среди горожан сторонников ЕГЭ 21,8%, среди сельчан – 31,3%. На этот процент стоит обратить внимание, потому что по материалам данного опроса учащихся сельской местности, живущих в состоянии абсолютной бедности, 9,0%. Процент сторонников ЕГЭ в таких сельских районах, как Ардонский (45,7), Правобережный (43,5) Дигорский (42,0) и Пригородный (36,8%) самый высокий. Предпочитают ЕГЭ 32,6% «отличников».

Затруднившихся ответить на поставленный вопрос больше всего в Ирафском районе (25,6%) и Иристонском МО (17,9%).

- Хасан Владимирович, насколько старшеклассники, осознают важность ЕГЭ для своего будущего?

Осознание значимости ЕГЭ выпускниками школ играет важную роль в мотивации подготовки к этим экзаменам. Школьникам было предложено оценить по десятибалльной шкале (от 1 min до 10 max) степень значимости ЕГЭ для их будущего. 85,9% опрошенных школьников (82,0% горожан и 87,8% сельчан) уверены в том, что результаты ЕГЭ важны для их будущего. (Здесь рассматриваются доли респондентов, выбравших в качестве оценки критерия важности результатов ЕГЭ от 5 и выше.)

Средний балл этой оценки по всем школьникам составил 7,63 (в городе – 7,71, в селах – 7,59), что свидетельствует о должном месте ЕГЭ в системе их ценностей.

- Хасан Владимирович, насколько важно для 11-классников получение диплома о высшем образовании?

Уровень школьного обучения в любом обществе тесно связан с показателями экономического развития как в регионе, так и в целом по стране. Но одна из главных установок члена общества – получение диплома о высшем образовании. Кроме всего прочего, это необходимое условие для престижа семьи, особенно в обществе с элементами традиционности. Родители и дети, которым придется сдавать ЕГЭ, готовы пройти серьезные испытания. Для максимизации возможностей детей при выборе специальностей и вузов, а также снижения степени риска случайности получения низких баллов на экзаменах выпускники школ сдают ЕГЭ не только по обязательным дисциплинам, но и по ряду других. Как правило, сдается не менее четырех предметов, из которых только два обязательные.

- Хасан Владимирович, на какие испытания им необходимо при этом пройти, на что они согласны?

По данным исследования, абсолютное большинство школьников (69,3%) готовы сдавать четыре и более предмета (таблица 9), при этом в сельских населенных пунктах таких школьников больше, чем во Владикавказе (63,9 % против 71,9 %) – большое количество экзаменов диверсифицирует возможности абитуриента; 23,0% будут сдавать три предмета, которых, как правило, достаточно для поступления в вузы и ссузы на несколько родственных специальностей; и только 7,7% школьников, не ориентированных, по всей видимости, на поступление в вузы, будут сдавать два обязательных предмета. «Рекордсменами» по сдаче четырех и более экзаменов по ЕГЭ стали учащиеся Пригородного района (87,0%).

- Хасан Владимирович, ведя разговор об ЕГЭ, не могу не спросить Вас об отношении выпускников к выбору профессии?

В изучении выбора профессии учащихся 11-х классов РСО-А мы исходим из того, что общественное поведение молодых людей является результатом сложного взаимодействия различных факторов. Этому взаимодействию внешним условиям (экономическая обстановка в республике и стране, демографическая ситуация, уровень (качество) системы образования и пр.) принадлежит особая роль, ибо сама индивидуальность формируется в значительной мере под их влиянием. Общественное поведение молодежи РСО-А при выборе профессии не является в этом смысле исключением. От выбора профессии, дела, которым человек занимается большую часть жизни, зависит его собственное материальное и духовное благополучие, семьи, благополучие общества в целом, а также перспективы развития общества.


Беседу вел В. Рязанов.


Комментарии (0)  |  Добавить комментарий