Северо-Осетинский Центр социальных исследований
Монографии, статьи, проекты, исследования
награды
особое


Страсти по Пушкину.
07.05.2014

21 марта 2014 г. в исторической части г. Владикавказа состоялось открытие памятника А.С. Пушкину работы выдающегося скульптора Владимира Соскиева. Памятник посвящен пребыванию великого поэта в столице Северной Осетии. Работа Соскиева вызвала большие споры среди горожан, мы попросили поделиться своими впечатлениями доктора социологических наук, профессора, директора Северо-Осетинского Центра социальных исследований Института социально-политических исследований РАН, заведующего кафедрой социологии политических и социальных процессов Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова Дзуцева Хасана Владимировича.

- Хасан Владимирович, судя по всему, вы являетесь поклонником творчества Владимира Соскиева, так как ранее вы встали на защиту памятника Коста Хетагурову на пр. Мира. Скорее всего, и новая скульптурная композиция памяти Пушкина вам по душе?

- Благодаря этому памятнику каждый житель республики будет знать, что великий поэт был здесь, правда, всего два дня, но гений отметился в нашей столице. Благодаря таланту Владимира Соскиева мы видим, каких усилий стоило Пушкину, преодолев 225 километров на волах по горной дороге, оказаться в Тбилиси! Глядя на скульптурную композицию, прежде всего бросается в глаза то, насколько точно художник уловил страдания тяжелого пути не только поэта, но и погонщика мулов, а также самих животных. Передать в бронзе такие человеческие страдания и страдания животных до сих пор мне казалось немыслимым явлением, но Владимир Соскиев сумел это показать нам.

- А у Вас есть объяснение неприятия нашим обществом творчества Соскиева?

- Сегодня современным обществом правильно воспринимается гламурный капитализм, начало которого было положено в Европе в 60 - х годах прошлого столетия, а в России – в 90-е. Со страниц журналов и ярких баннеров на нас глядят стройные красотки, тонущие в ароматах Dior Addict, Yves Saint laurent – Opium и Cocaine. Модели фирмы Sisley снюхивают кокаин трубочками с зеркального стола. В Америке запустили в продажу новый энергетический напиток Cocaine. А чего только стоит ассимилированный бренд Coca-Cola, ведь всем давно известно, что первая часть названия – это одноименное растение, вошедшее в список наркотических средств!..

И ради этого появляются красивые рекламные ролики, где показывают молодых ребят танцующими, веселыми, и это представляется идеалом современной социальной жизни, где великий труд уходит в сторону. В нашем случае работы Соскиева показывают жизнь без прикрас, со всеми ее тяготами… Пушкину пришлось преодолеть гигантское расстояние, сложнейшую гористую местность, он был одержим путешествиями, и это была его первая поездка за рубеж. Я бы посоветовал всем, кто давно не перечитывал либо вообще не читал его записки об этом путешествии в Арзрум. Иначе как подвигом он это свое кавказское приключение не называет!

- Хасан Владимирович, вы как социолог можете объяснить, почему общество стремится многое упростить, примитизировать, усреднить?

- В современном мире пошла мода, когда великих писателей интерпретируют по-своему, появились новые версии на Ромео и Джульетту Шекспира, новое прочтение произведений Лермонтова, Достоевского, Толстого… Этот прием – не что иное, как встать на плечи великого человека, и может, его кто-то заметит. Этот прием принимается и в политике. Мы можем вспомнить период из нашей истории советских времен, когда, критикуя великих личностей, тогдашние руководители хотели доказать, что являются личностями такого же уровня. Но задача любого художника - показать личность во времени. И показывать ее надо не только в подвигах, но и в страданиях, благодаря которым появилось такое произведение Александра Сергеевича Пушкина, как «Путешествие в Арзрум».

- Как вам кажется, каких традиций придерживался Соскиев, когда ваял своего Пушкина?

- Скульптура является самым древним искусством, еще великий французский философ XVIII столетия Дени Дидро на вопрос, что такое скульптура, ответил: «Скульптура? Это сильная муза, но молчаливая и скрытная...» И в самом деле, понимать скульптуру несколько труднее, чем живопись. Другой французский скульптор сказал, что «скульптура не должна придерживаться лишь холодного сходства… Природу живую, воодушевленную, страстную -вот что должен изобразить скульптор в мраморе, бронзе, камне…»

И эти идеи в очередной работе реализованы нашим выдающимся скульптором Владимиром Соскиевым.

- Хасан Владимирович, еще один вопрос. Вы уже выступали в прессе по поводу работы Соскиева, посвященной Коста Хетагурову. На ваш взгляд, почему у людей такие разные, можно сказать, полярные, точки зрения на определенные вещи?

- Мы живем в постмодернистском обществе, где общества (государство) более не руководят историей или прогрессом. Эти общества являются в высокой степени плюралистическими, где допускается сосуществование различных социальных, экономических, политических и культурных интересов и не имеет некой главной «темы» в своем развитии. Посредством бесчисленных кинофильмов, телепрограмм и веб - сайтов образы циркулируют по всему миру. Мы вступаем в контакт со многими идеями и ценностями, но они мало связаны с историей нашей республики, где мы живем. Электронные средства массовой информации разрушили нашу связь с прошлым и создали хаотический, пустой мир. Мы теряем не только образы прошлого, но мы теряем нашу культуру, язык – основу любого этноса. И мы благодарны таким творцам, как Соскиев, которые возвращают нас к самим себе. Пользуясь случаем, я бы выразил большую благодарность нашему земляку Таймуразу Боллоеву, который оказал финансовую поддержку в создании этой скульптурной композиции, и администрации г. Владикавказа, которая выделила под памятник прекрасное место.


Беседу вел Петр Сафронов


Комментарии (0)  |  Добавить комментарий