Северо-Осетинский Центр социальных исследований
Монографии, статьи, проекты, исследования
награды
особое


Выборы в Парламент РСО-Алания.
25.09.2003
Дзуцев Хасан Владимирович
Вице-президент РОС по СКФО РФ,
Директор Северо-Осетинского Центра
социальных исследований ИСПИ РАН
доктор социологических наук, профессор


Х. В. Дзуцев

Результаты социологического опроса "О состоявшихся выборах в Парламент РСО-А",
проведённого СОЦСИ ИСПИ РАН 15 по 18 июня 2003 года.

11 мая 2003 года состоялись выборы в Парламент РСО-Алания третьего созыва. Избирательная кампания прошла в два тура, - было избрано 68 депутатов РСО-Алания, а в семи избирательных округах выборы были признаны недействительными. В итоге депутатский корпус Парламента РСО-А - законодательного и представительного органа государственной власти республики, - обновился менее чем наполовину: впервые избраны - 29 человек, 36 являются депутатами парламента второго созыва.

С целью определения политических интересов населения республики и общественного мнения о состоявшихся выборах в парламент РСО-А с 15 по 18 июня 2003 года СОЦСИ ИСПИ РАН были проведены экспертный и массовый опросы на тему "О состоявшихся выборах в Парламент РСО-А". Так же ставилась задача: определить, насколько граждане республики осознают важность своего участия в избирательной кампании. А другая задача - насколько хорошо они представляют, в чём конкретно заключается деятельность депутатов Парламента. Всего было опрошено 480 человек взрослой части населения г.Владикавказ и всех районов республики, а также 15 экспертов, в число которых вошли деятели науки, представители властных структур, СМИ и бизнеса. Значительное большинство респондентов - 87,7% от общего числа опрошенных - приняли участие в голосовании, что свидетельствует о социальной активности граждан республики (таблица 1), и всего 12,3% респондентов в силу ряда причин не проголосовали.

Вы принимали участие в голосовании по выдвижению кандидатов в депутаты Парламента РСО-А 11 апреля 2003 года? (%)
    все опрошенные пол возраст образование
Муж Жен До30 лет От 31 и старше среднее и ср.-спец н/высш., высшее
1. Да 87,7 88,8 86,6 89,6 92,0 87,5 100,0
2. Нет 12,3 11,2 13,4 10,4 8,0 12,5 -

Структурированные данные таблицы показывают, намерение идти голосовать выражено почти в одинаковой мере, как у мужчин, так и у женщин - 88,8% и 86,6% соответственно. В целом, респонденты обеих возрастных категорий проявили на выборах довольно высокую политическую активность, но всё же более активные избиратели среди старшего поколения - 92,0% против 89,6%. Доля решивших участвовать в голосовании выше среди высокообразованных избирателей - 100,0%, в то время как 12,5%, не принявшие участие в голосовании, имеют среднее и средне-специальное образование.

Направляя в высший орган законодательной власти республики своего представителя, способного обобщить социальные проблемы и решить их на уровне закона, а также доверить расходование народных денег на их решение, избиратель, поддерживая ту или иную кандидатуру в депутаты,, руководствуется мотивом, который является для него определяющим при выборе. Так, респондентам был предложен вопрос "Что для Вас явилось основным мотивом поддержки того или иного кандидата в депутаты?" и были получены результаты, показанные далее на диаграмме. В рейтинге мотивов, являющихся основополагающими при выборе кандидата является, в первую очередь, "программа кандидата" - 51,1%, в то время как для остальных это не более чем предмет неисполняемых обещаний. Далее по убыванию следуют такие мотивы, как "просьба соседей/знакомых/коллег/друзей" - 23,3%, "Другое" - 16,6%, "помощь материального характера" - 15,5%, "родственные отношения" - 13,3%, "мы выходцы из одного ущелья" - 8,8%.

Основные мотивы поддержки кандидата в депутаты.

Основные  мотивы поддержки кандидата в депутаты.

Таким образом, в целом для 60,9% респондентов, принявших участие в опросе, доминирующими мотивами во время избирательной кампании являются: "просьба соседей/знакомых/коллег/друзей", "помощь материального характера", "родственные отношения", "мы выходцы из одного ущелья", в то время, как для 51,1% респондентов значима при выборе "предвыборная программа кандидата", что, скорее всего, связано с соответствием программы кандидата личным взглядам избирателя.

Свой вариант ответа (категория "Другое") указали 16,6% опрошенных, среди которых были отмечены следующие:

  1. Деловые качества, компетентность кандидата - 40,3%
  2. Доверие кандидату, личные симпатии - 23,7%
  3. Конкретная деятельность кандидата на момент выборов - 18,3%
  4. Зависимость от начальства - 4,1%
  5. Соответствие программы кандидата личным взглядам избирателя - 13,6%
Как видим, личные и деловые качества, профессионализм кандидатов, их компетентность, являющиеся первостепенными при выборе, оказались важными для незначительного числа респондентов.

Что для Вас явилось основным мотивом поддержки того или иного кандидата в депутаты? (%)
    все опрошенные пол возраст образование
Муж Жен До30 лет От 31 и старше среднее и ср.-спец н/высш., высшее
1. Программа кандидата 51,1 55,5 46,6 42,8 41,6 38,5 46,6
2. Просьба соседей/ знакомых/ коллег/друзей 23,3 13,3 33,3 22,8 14,6 26,9 13,3
3. Материальная помощь 15,5 17,7 17,7 11,7 16,6 7,7 17,3
4. Свой вариант 16,6 15,5 17,7 5,7 14,6 7,7 9,5
5. Родственные отношения 13,3 15,5 11,1 14,2 7,3 11,5 8,5
6. Мы выходцы из одного ущелья 8,8 13,3 4,4 2,8 5,3 7,7 4,7

Из таблицы видно, что независимо от половой принадлежности и возраста, а также уровня образования респондентов, основным мотивом так же, как и для общего числа опрошенных, является программа кандидата. Это свидетельствует о том, что предвыборные программные положения кандидатов, несмотря на мнения многих избирателей о том, что программы никто не читает, были главными пропагандистскими средствами воздействия на электорат. Для категорий "женщины", "в возрасте до 30 лет", а также для респондентов, со средним и средним специальным образованием на втором месте по значимости "просьба соседей/знакомых/коллег/друзей" - 33,3%, 22,8% и 26,9% соответственно. В то время как для мужчин, респондентов в возрасте старше 30-ти лет, а также имеющих высшее образование вторым по значимости является "помощь материального характера" - 17,7%, 16,6% и 17,3% соответственно. Для всех категорий одинаково менее всего значим факт ущельского принципа. Одновременно данный мотив для мужчин также важен, как и "просьба соседей/ знакомых/ коллег/ друзей" - 13,3%, а для респондентов со средним и средним специальным образованием - "помощь материального характера" - 7,7%.

Участвующие в исследовании эксперты в целом дали следующую оценку мотивации граждан республики при выборе депутатов Парламента РСО-Алания.

Эксперт 1. "В самом избирательном законе о выборах в депутаты парламента было заложено 2 основных фактора, которые необходимы для достижения успеха: наличие у кандидата мощного административного ресурса и крупного капитала. Избиратели республики приняли навязанные ему правила игры, победили крупные чиновники, главы органов местного самоуправления и руководители банков и частных коммерческих структур".

Эксперт 2. "Сама по себе предвыборная программа мало кого интересовала, в силу того, что почти ни у кого не было внятной чёткой программы. Основными мотивами для большинства избирателей были ущельский, клановый подход, а также кастовый".

Эксперт 11. "На первом месте - оказание конкретных услуг избирателю со стороны кандидата. Это, почти абсолютно можно быть уверенным, услуги личного характера, т.е. услуги, не относящиеся к сфере деятельности кандидата, и оказали преобладающее влияние на позиции электората, у которого политическая культура не на уровне, а позиция избирателя - "всё равно мой голос ничего не решит". Огромную роль во время предвыборной кампании играли определённые личности и контакты через доверенных лиц, основная функция которых заключалась в обработке абсолютного большинства избирателей, у которых, как правило, отсутствовали представления о деятельности кандидата в депутаты, о политических позициях кандидата, о его деловых и моральных качествах".

В анкету также был включён вопрос о деятельности кандидатов в депутаты, отвечая на который респонденты оценивали положительно или отрицательно агитационную работу кандидатов своего избирательного округа.

Как бы Вы оценили работу кандидатов в депутаты Парламента РСО-А Вашего района?
Как бы Вы оценили работу кандидатов в депутаты Парламента РСО-А Вашего района?

Как видно по диаграмме, большинство респондентов (55,9%) оценили деятельность кандидатов положительно, 39,8% опрошенных - отрицательно и 4,3% респондентов затруднились ответить. Граждане, отмечая положительные стороны предвыборной кампании, обосновывали свой выбор чаще оказанной кандидатом помощью материального характера: "помог людям в жизненных вопросах", "помог устранить утечку воды в подвале", "помог решить мои проблемы", "благоустроил наш район", "оказал материальную помощь моим детям". Негативное отношение к методам ведения предвыборной агитации наглядно отражают следующие высказывания респондентов: "нет четко проработанных политических программ", "кандидаты не заинтересованы в решении проблем населения", "коррумпированность избирательной системы", "недоверие кандидатам", "бездействие кандидатов", "давление на избирателей через административные структуры и родственников", "кроме материальной помощи никакой активной политической деятельности", "подкуп избирателей", "непорядочные методы агитации".

Экспертная оценка характера использованных кандидатами в парламент методов в ходе предвыборной кампании была однозначно отрицательной. По мнению экспертов, агитационная работа в большинстве случаев не имела ничего общего с политическим понятием "предвыборная кампания". Это отражено в нижеприведенных высказываниях некоторых экспертов.

Эксперт 3. "В большинстве кандидаты соревнуются, кто больше за 3 месяца сделает благ для избирателей, и это отвратительно".

Эксперт 2. "Значительная часть кандидатов оказалась не на уровне по нравственным и культурным меркам: охаивание, грязная клевета. Большинство из них не достойны олицетворять верховную власть. Местами нужно было исключить проникновение во власть так называемых "крутых" и подключить к этому административный ресурс. Необходимо было разъяснение со стороны власти об избирательной кампании и что акцент важно было сделать на кандидатах, активно ведущих общественную деятельность в республике".

Эксперт 11. "Самое отрицательно качество - это желание кандидата, во что бы то ни стало стать депутатом, не сопоставляя желание с возможностями своих политических позиций и знаний. Преследуя свою цель, кандидаты чаще забывали о простых человеческих ценностях и, игнорируя моральные принципы, шли на незаконные действия. И как следствие - недоверие большинства избирателей: если человек заранее подчиняет своим личным целям интересы государства, - ничего полезного из этого не получится.

Степень легитимности состоявшихся выборов очень трудно оценить, потому что все замечания, высказанные в ходе выборов - не публичны. Совершенно очевидно, что были допущены злоупотребления. В "Северной Осетии" не раз публиковались материалы об обещаниях кандидатов, причём таких обещаний, которые выходят за рамки их функциональной деятельности. Какое право имеет кандидат за счёт государственных учреждений проводить те или иные работы по благоустройству районов, решать отдельные вопросы избирателей. Такие нарушения законодательства по проведению избирательных кампаний должны были пресекаться ЦИК РСО-А, и в итоге получился прогнозируемый, с точки зрения корпоративных интересов, состав депутатов. Политические партии фактически не раскрывали своих позиций, никакого влияния не оказывали на предвыборную борьбу, и не было такой силы (в т.ч. и со стороны властных структур республики), которая бы оказала позитивное воздействие и вселила уверенность в том, что голос избирателя имеет влияние на результаты выборной кампании. Неверие избирателей в возможность воздействия на итоги выборов - самый крупный недостаток. Этот фактор распространяется и на депутатов, на деятельность парламента".

Как бы Вы оценили работу кандидатов в депутаты Парламента РСО-А Вашего избирательного округа?(%)
    все опрошенные пол возраст образование
Муж Жен До30 лет От 31 и старше среднее и ср.-спец н/высш., высшее
1. Положительно 55,9 51,0 60,8 48,2 57,6 53,4 59,0
2. Отрицательно 39,8 46,8 32,6 40,7 40,9 46,6 41,0
3. З/о 4,3 2,2 6,5 11,1 1,5 - -

Сравнительный анализ по всем трём категориям позволяет выделить следующие категории респондентов, оценивших предвыборную деятельность положительно: "женщины" - 60,8%, (почти на 10% больше, чем мужчин) и респонденты, имеющие высшее или н/высшее образование - 59,0% ( на 5,6% больше, чем "без в/о" и "старше 30 лет" - 57,6% (на 9,4% больше, чем молодёжи). Максимальное число респондентов, ответивших "отрицательно", у категорий - мужчины - 46,8% и респондентов со средним и средним специальным образованием - 46,6%. Значительное большинство затруднившихся ответить среди молодого поколения - 11,1%.

В составе Парламента РСО-Алания, с численностью населения республики 710,6 тыс. чел. (по данным последней переписи населения 2002 года) - 75 депутатов. Это в 3 раза больше, чем в Городской Думе г.Москва, где численность населения составляет 10.101.500 чел. Учитывая этот факт, респондентам был предложен вопрос: "На Ваш взгляд, какое количество депутатов необходимо для эффективной деятельности Парламента республики?". По ответам респондентов численный состав варьировался от 7 до 100 человек. При этом более половины респондентов - 56,9% - уверены в том, что для эффективной деятельности Парламента РСО-А необходимо менее 75 человек.

Большая часть участвовавших в опросе женщин и почти половина мужчин (63,8% и 49,0% соответственно) склоняется к мысли о том, что в Парламенте республики должно быть менее 75 депутатов. Более 62% респондентов старше 30 лет, а также 73,0% опрошенных с неполным высшим и высшим образованием и 57,1% - со средним, средним специальным образованием, также за меньшее число депутатов в составе Парламента республики. Большая половина молодого поколения (56%) считают существующее количество достаточным, причем 2,2% из них - за состав в количестве 100 человек.

На Ваш взгляд, какое количество депутатов необходимо для эффективной деятельности Парламента РСО-А? (%)
На Ваш взгляд, какое количество депутатов необходимо для эффективной деятельности Парламента РСО-А?

На Ваш взгляд, какое количество депутатов необходимо для эффективной деятельности Парламента республики? (%)
Предлагаемые варианты все опрошенные пол возраст образование
Муж Жен До30 лет От 31 и старше среднее и ср.-спец н/высш., высшее
1. 7 2,9 - 2,3 - 1,5 - 1,6
2. 10 2,2 - 4,6 - 3,2 - 1,6
3. 12 1,1 2,2 - 4,0 - 3,6 -
4. 13 1,1 2,2 - - 1,5 - 1,6
5. 15 3,4 4,5 3,9 4,0 3,2 - 3,4
6. 20 5,6 8,8 2,3 4,0 6,2 3,6 6,6
7. 25 4,5 2,2 6,9 - 6,2 - 10,0
8. 30 7,9 8,8 6,9 4,0 8,0 3,6 11,6
9. 35 5,6 6,8 4,6 4,0 6,2 7,1 6,6
10. 40 6,8 6,8 6,9 4,0 11,9 14,2 16,7
11. 50 1,1 - 2,3 - 1,5 - 1,6
12. 55 11,3 4,5 18,6 16,0 9,5 17,9 8,3
13. 60 3,4 2,2 4,5 4,0 3,2 7,1 3,4
14. 75 40,9 48,8 33,9 52,0 36,4 39,3 25,4
15. 100 2,2 2,2 2,3 4,0 1,5 3,6 1,6

Мнение экспертов по данному вопросу более категорично. Почти все эксперты считают, что деятельность Парламента может быть эффективной при численном составе от 25 до 35 депутатов.

Эксперт 2: "На постоянной основе достаточно и 25 человек в Парламенте РСО-А, необходимое условие -выбирать по достоинству"

Эксперт 4: "Достаточное количество - 75 человек - меньше конфликтных ситуаций: чем больше мест, тем менее ожесточенная борьба за них среди претендентов".

Эксперт 5: "Оптимальное число парламентариев-профессионалов - от 32 до 35 человек. Вопрос о представительских функциях Парламента должен быть на первом месте. Например, в Кабардино-Балкарии 2 Палаты: Палата представителей и Парламент, состоящий из 35 чел."

Эксперт 6: "Необходимо сократить парламентский состав до 25 человек".

Эксперт 8: "В Северной Осетии в прямом смысле слова нет парламента и нет парламентаризма. Нет и профессионального законодательного органа. Сформирован "клуб" чиновников и олигархов. Проекты законов будут готовиться аппаратчиками, а депутаты будут лишь нажимать на кнопки без участия в законотворческой деятельности. Поэтому в нашей республике как не было, так и не будет профессионального, постоянно действующего парламента. Деятельность парламента, в каком бы количестве он не был, исполняющий свои обязанности по совместительству, всегда будет неэффективна".

Эксперт 11: "Это парадокс, когда депутаты работали без отрыва от своих служебных обязанностей, они справлялись в меньшем количестве. В настоящее время почти все депутаты освобождены. Для такого немногочисленного электората 75 человек - это очень большая цифра. Я думаю, мы придём к выводу о необходимости сократить число депутатов до 45 человек".

С целью определения электоральных предпочтений респондентам был предложен следующий вопрос: "Как Вы считаете, в первую очередь, представители каких сфер деятельности или профессий должны быть в Парламенте РСО-А?". Результаты на данный вопрос показали, что граждане осознают значимость деятельности в Парламенте таких специалистов и профессионалов в своём деле, как юристы и экономисты. Об этом свидетельствуют следующие показатели: 49,2% опрошенных считают, что в составе Парламента обязательны экономисты, 43,4% - юристы. Далее по убывающей следуют: работники сельского хозяйства (17,3%), педагоги (16,6%), медики (15,9%), социологи (15,2%), политологи (12,3%). Также были названы представители таких профессий, как: военные (5,0%), производственники (3,6%), инженеры (3,6%), работники культуры (2,1%), предприниматели (2,1%), налоговые работники (1,4%), экологи (1,4%), психологи (1,4%), социальные работники (1,4%), историки (1,4%), менеджеры (0,7%). При ответе на данный вопрос многими респондентами были высказаны следующие мнения: "люди разных профессий и сфер деятельности, главное, чтобы они были образованными и умными людьми", "не имеет значения, лишь бы не обворовывали казну и народ", "понимающие", "молодое поколение", "профессионалы", "женщины", "ответственные", "честные", "бескорыстные", "добросовестные", "хозяйственники", "управленцы".

Довольно большая группа респондентов - 13,0% от общего числа опрошенных - затруднились ответить. Вероятно, это те граждане, которые не имеют никакого представления о функциях парламента как органа государственной законодательной власти. Именно они могут становиться объектом манипуляции в процессе выборов.

Как Вы считаете, в первую очередь, представители каких сфер деятельности или профессий должны быть в Парламенте РСО-Алания? (%)
Как Вы считаете, в первую очередь, представители каких сфер деятельности или профессий должны быть в Парламенте РСО-Алания?

Эксперты в целом высказали такое же мнение, как и большинство опрошенных граждан.

Эксперт 7: "В Парламент должны быть избраны в первую очередь юристы, социологи и руководители административных округов РСО-А".

Эксперт 8: "Очень важно, чтобы обладал политической формой мышления и знаниями законотворческого процесса. Депутаты - это лицо народа, и они обязаны оправдывать его надежды".

Эксперт 9: "Люди, профессионально работающие над созданием законов. В субъектах Федерации законы должны быть адаптированы к специфическим местным условиям. А наши депутаты просто дублируют российские законы. В первую очередь в Парламенте должны быть представлены специалисты в области юриспруденции, экономисты, управленцы, социологи. Так как это представительная власть, то в состав депутатского корпуса должны быть включены женщины и представители разных национальностей".

А теперь сопоставим желаемое с полученной действительностью. По предоставленным информационно-аналитическим центром Парламента РСО-А данным 30,9% избранных депутатов имеют техническое высшее и среднее специальное образование, 22,1% - экономическое, 14,7% - юридическое. Отрадно, что 14,7% парламентариев имеют два образования, 5,9% - ученую степень. Вместе с тем, 2,9% депутатов имеют только среднее образование. В меньшинстве работники сельского хозяйства, историки, педагоги и медики.

Вместе с тем обновлённый депутатский корпус республики в кулуарах именуют "элитным бизнес-клубом", поскольку в большинстве своём он представлен руководителями предприятий разных форм собственности (60,4% от общего числа избранных депутатов), а также разноуровневым чиновничеством (27,9% от общего числа избранных депутатов). Впрочем, аналитики не склонны трактовать последнее как сращивание бизнеса и власти. Напротив, логику и позитив они рассматривают в том, что акцент в деятельности нового парламента будет сделан на развитие рыночной экономики во благо республики и избравших этих людей во власть.

Состав Парламента РСО-Алания третьего созыва по профессии. (%)
Состав Парламента РСО-Алания третьего созыва по профессии.

Состав Парламента РСО-А третьего созыва по сфере занятости и занимаемой должности. (%)
Состав Парламента РСО-А третьего созыва по сфере занятости и занимаемой должности.

Учитывая нынешний состав Парламента РСО-А, в анкету также был включён вопрос о том, как отразится деятельность депутатского корпуса нового созыва на обстановку в Северной Осетии.

Согласно общественного мнения, потраченные бюджетные средства - деньги налогоплательщиков, а также организационные усилия государственных органов в предвыборный период были во многом напрасными, так как никакого положительного влияния на ситуацию в республике деятельность нового состава не окажет.

Мнение респондентов о влиянии деятельности Парламента РСО-А нового созыва на обстановку в Северной Осетии?
Мнение респондентов о влиянии деятельности Парламента РСО-А нового созыва на обстановку в Северной Осетии?

Всего 26,5% респондентов видят от избранных кандидатов в Парламент РСО-А позитивные последствия для развития социально-политической и социально-экономической ситуации в республике. Остальные никаких надежд с новым составом Парламента не связывают (38,0% опрошенных) или считают, что результаты выборов имеют негативные последствия для республики (9,7%). Значительная часть опрошенных - 25,8%, затруднились ответить на данный вопрос, объясняя свою позицию следующим образом: "хочется верить и надеяться на лучшее, но, к сожалению, всё останется по-прежнему, если не станет хуже", "в нашей республике всё так непредсказуемо, ситуация может измениться как в лучшую, так и в худшую сторону".

Эксперт 11. "В сфере экономики пока не прослеживается определённая стратегическая линия. Здесь процесс идёт методом тыка: сегодня возникла одна проблема - все кидаемся на эту проблему, завтра возникла другая - кидаемся на другую. Такой подход затрудняет экономическое развитие республики. Необходима разработка чёткой концепции экономического развития республики, учитывающая экономический механизм развития и экологические факторы. Такой концепции до сих пор не существует. В политической сфере нет политической идеологии, обосновывающей политические цели и политические ценности государства. Для американцев чрезвычайно важна и ценна идея американского образа жизни - это источник патриотизма, источник социальной активности. На сегодняшний день нет таких политических ценностей, которые бы могли быть предложены населению. Возможно, сделать это удастся партии "Единая Россия". Вопросы демократии, авторитаризма требуют чёткого ответа, чётких позиций. Иначе штопанье, заигрывание с тем, что было, даст весьма отрицательный результат. Высшее руководство страны пока заигрывает с ностальгией о прошедших политических ценностях, - необходимо создание новых. Этого пока нет. Необходимы новые отношения к национальному наследию. Когда говорят о национальной идее, гипертрафируя национальные особенности, хочется категорически возразить, что на первом месте должны быть социальные ценности, социальные идеи, потому что именно они определяют и место национальной идее. Во имя чего и что мы строим - это вопрос социальных ценностей, с этого надо начинать. Экономический блок страдает тем, что нет взаимосвязанной целостной экономической системы, везде прорывы: техническое оснащение производства, максимальное использование природных ресурсов, использование трудовых ресурсов должно определять экономический механизм. На заре развития капитализма Смит и Рикардо разработали экономический механизм действия буржуазно-экономической системы. Политическая экономия возникла раньше нации, такой механизм должен быть теоретически обоснованным, но у нас нет даже опыта, чтобы разработать модель целостной экономической системы. Суммируя, всё это приносит отрицательный, всё это обусловливает социальную индеферентность и бездуховность. Разрушение социального поля взаимодействия людей, асоциальность представляют не меньшую опасность для цивилизации, чем ядерная опасность. Процесс может стать необратимым. Религия утверждала, что человечество "погибнет от деяний рук своих". Человечество создаёт цивилизацию из-за благ, но опасность цивилизации растёт быстрее, чём её позитивный результат".

По Вашему мнению, как, скорее всего, отразится деятельность Парламента РСО-А нового созыва на обстановку в Северной Осетии? ( %)
    все опрошенные пол возраст образование
Муж Жен До30 лет От 31 и старше среднее и ср.-спец н/высш., высшее
1. Улучшится 29,1 29,1 28,8 25,9 24,3 18,2 24,0
2. Ухудшится 10,7 14,6 6,6 7,5 16,2 6,8 16,4
3. Останется прежней 41,8 37,5 46,6 44,4 43,3 38,6 34,2
4. З/о 28,4 18,8 18,0 22,2 16,2 36,4 25,4

По структурированным данным последней видно, что вариант ответа "останется прежней" является доминирующим для всех рассматриваемых категорий населения (муж. - 37,5%, жен. - 46,6%; до 30 лет - 44,4%, старше 30 лет - 43,3%; со средним и средним специальным образованием - 38,6%, с неполным высшим, высшим - 34,2%). Таким образом, как показывают материалы массового опроса и опроса экспертов, прогнозируемый стабилизирующий эффект этих выборов не получен, создание предпосылок для консолидации североосетинского общества не произошло. Всем хочется порядка и хоть какой-то уверенности в завтрашнем дне.

Политологический анализ состоявшейся выборной кампании сводится в наиболее общем плане к такому суждению: не реализовано пожелание Президента РСО-А Александра Дзасохова о широком представительстве в парламенте различных социальных и национальных групп населения, высказанное им в традиционном послании к парламенту и народу республики: "Парламент Северной Осетии, как известно, не только законодательный, но и представительный орган власти. Разве можно назвать правильным положение, когда в нынешнем составе парламента почти нет рабочих, учителей, врачей, представителей творческой и научной интеллигенции, когда из 75 депутатов только 2 женщины, а некоторые крупные национальные группы, образующие нашу республику, представлены очень скупо или не представлены вообще… Хочу высказать заинтересованность в том, чтобы наш парламент обрел большую представительность в отношении различных социальных слоев и национальных групп населения" . Но среди вновь избранных в Парламент РСО-А третьего созыва депутатов не оказалось рабочих, крестьян, представителей творческой и научной интеллигенции, учителей и врачей, если не считать 3-4 руководителей учебных и лечебных заведений и учреждений. Сформирован парламент ещё более "однополый" и, по существу, мононациональный. Если в составе Парламента РСО-А второго созыва присутствовало две женщины, то в нынешнем - только одна. И это в то время, когда на всех уровнях декларируется необходимость действительного равноправия, и избирательного в том числе.

Возникает вопрос: почему мы вновь получили парламент не такой, какой хотели? Почему избиратели, желая получить результат, который сказался бы, прежде всего, на оптимизации социально-экономической ситуации в республике, все же избрали парламент, на деятельность которого не возлагают особых надежд? Почему, вполне осознавая последствия своего выбора, избиратель охотнее склонялся к получению сиюминутных и весьма условных материальных благ?

Безусловно, главная причина такого положения вещей коренится в низком уровне политической культуры, отсутствии у многих избирателей твердой гражданской позиции. В основе социальной пассивности лежат экономические проблемы, и, прежде всего, - низкий уровень жизни большей части населения республики. Несостоятельность нынешней власти в решении наболевших социальных проблем способствует развитию социальной апатии, фактического недоверия к власти, подрыву авторитета властных государственных институтов. Потому общество в целом спокойно относится к массовым нарушениям закона о выборах, понимая, что за демократическими по внешней форме процессами и формальными процедурами идёт борьба и торг между политическими игроками на республиканской арене.

Таким образом, общими чертами избирательной кампании 2003 года в РСО-А оказываются: неприкрытая коммерциализация, отсутствие реальной оппозиции, упрощение избирательных технологий, реанимация традиционных общественных связей (родственных, соседских и пр.) на фоне общего падения общественного интереса к результатам выборов. Выборы превратились в инструмент манипулирования общественным сознанием в руках властных группировок с целью реализации личных и корпоративных интересов. По-прежнему приходится констатировать, что власть, как и прежде, существует сама по себе, а народ - сам по себе.

Проведенный социологический анализ подтвердил, что общество, оставаясь расколотым, располагает аксиологическим "ядром", которое сохраняет его от окончательной деградации и аномии, т.е. социальной дезориентации. Суть этого ядра заключается в установке на обеспечение социально справедливого порядка на основе строгого соблюдения закона, прав человека, включая права на народовластие и частную собственность. В обществе происходит сложный процесс смысловой, ценностной самоидентификации. И на первый план выходят деидеологизированные ценности, от которых зависит решение каждодневных проблем граждан, исполнение их главных желаний: иметь хорошее здоровье, материальный достаток и крепкую семью. К доминирующим политическим ценностям большинство граждан относят "справедливость", "права человека" и "порядок", понимаемый, прежде всего, как правопорядок, соблюдение закона, которые и должна обеспечить Власть.

Налицо своего рода персонализация политики - в смысле её приватизации, т.е. почти полного подчинения не общественно значимым, а личным экономическим целям и мотивам. Личные связи и отношения, в основе которых лежит прямой экономический интерес, стали важнее, чем политические отношения, основывающиеся на формальных ролях в политических, административных и иных структурах.

Место РСО-А в российском масштабе определяется способностью эффективно решать экономические проблемы, обеспечить населению приемлемый уровень и качество жизни, не допустить деградации окружающей среды, добиться политической стабильности, желательно путём урегулирования социальных противоречий правовыми, демократическими средствами. К сожалению, пока нет оснований для оптимистических оценок и выводов относительно перспектив экономического возрождения. Реализация соответствующих программ требует не только экономических, но и крупных политических решений и возможна при достаточно высоком уровне консолидации управляющих и управляемых. Нынешняя ситуация не отвечает этим требованиям.


Комментарии (0)  |  Добавить комментарий