Северо-Осетинский Центр социальных исследований
Монографии, статьи, проекты, исследования
награды
особое


Наркоситуация в Республике Северная Осетия-Алания Северо-Кавказского Федерального округа Российской Федерации: социологический анализ. Монография.
27.03.2014
Дзуцев Хасан Владимирович
Вице-президент РОС по СКФО РФ,
Директор Северо-Осетинского Центра
социальных исследований ИСПИ РАН
доктор социологических наук, профессор


Х. В. Дзуцев

Х.В. Дзуцев. Наркоситуация в Республике Северная Осетия - Алания Северо-Кавказского Федерального округа Российской Федерации: социологический анализ. Монография. М.: ИСПИ РАН,2013. – 247 с.

Научное издание


Рецензенты: Член-корреспондент РАН В.Н. Иванов
доктор социологических наук, профессор Г.И.Осадчая


В настоящей монографии на основе результатов социологического исследования дан анализ современному состоянию наркоситуации в РСО – А, а также выявлен ряд факторов влияния на поведение людей. Монография адресована работникам системы образования, здравоохранения, правоохранительных органов, государственных и общественных организаций, а также тем, кто интересуется вопросами решения проблемы наркомании в республике.


Скачать монографию в pdf »



СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………………4

Раздел 1. Ценностные ориентации граждан республики………………13

Раздел 2. Отношение граждан к проблеме наркомании…………………52

Раздел 3. Об эффективности мер по борьбе с наркоманией……………78

Раздел 4. Употребление наркотических веществ молодыми гражданами…………114

Раздел 5. Мероприятия против употребления наркотиков…………185

Заключение ………………………………………………………………232


Скачать монографию в pdf »



Введение


На ежегодной интерактивной встрече Президента России В.В. Путина с общественностью проблема наркомании была обозначена как наиболее актуальная в России и нуждающаяся в незамедлительном решении с применением передового зарубежного опыта. В этой связи определяющим лозунгом в решении этой проблемы может служить высказывание председателя антинаркотического комитета, директора ФСКН России В.П. Иванова на Третьем Всемирном форуме против наркотиков в Стокгольме (Швеция) 21–23 мая 2012 г.: «В победе над наркоманией необходим всемирный антинаркотический фронт».

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), представленным в сентябре 2011 г., уже в который раз проблема наркомании была определена как опасность глобального масштаба. Последние сведения показывают, что 210 млн от всего населения планеты, которое составляет 7 млрд, употребляют наркотики, то есть 3% людей планеты являются наркоманами. ООН приводит свои данные во Всемирном докладе о наркотиках, где число употребляющих составляет 5% от населения Земли. Большинство наркозависимых, а именно 47 млн, являются жителями стран Латинской Америки. Так, в Мексике уже насчитываются 1,2 млн человек, страдающих от наркотической зависимости.

Положение в странах Европы представляется также довольно опасным. Так, по данным СМИ, в относительно благополучной в этом отношении Австрийской Республике около 80 тыс. ее граждан являются наркозависимыми, что составляет около 1% населения страны; до 500 тыс. имеют опыт употребления кокаина, 72% увеселительных заведений для молодежи зарегистрированы в органах полиции как имеющие отношение к продаже наркотических средств. По данным австрийской газеты International, в 2011 г. от передозировки наркотиков погибли 177 человек, при этом в 95% случаев гибель наступила в результате передозировки препаратов опиатной группы.

Многолетними наблюдениями исследователями европейского сообщества экспертов в области наркологии и ее социальных аспектов установлено, что государственные меры регулирования оборота наркотических средств и контроль за их нелегальным оборотом должны быть гибкими и определяться напряженностью ситуации в этой области.

К огромному сожалению, число граждан Европы, твердо стоящих на позициях абсолютного неприятия наркотиков, с каждым годом все сокращается. Определенную роль в этом сыграло образование Евросоюза, основная концепция которого заключается в следующем: деньги и товары должны свободно циркулировать внутри Евросоюза. Многими либеральными политиками алкоголь и наркотики воспринимаются как такой же товар, как и все прочие. При этом проблема наркомании усугубилась, и численность наркозависимых граждан Европы увеличилась. Это наглядно просматривается на примере ранее благополучной в этом отношении Австрии.

Вообще, проблема с наркотиками в европейской части континента началась в середине 1960-х гг. В этот период СМИ, политики и органы власти оказались застигнутыми врасплох и продемонстрировали полную беспомощность, так как знания об опасности наркотических средств в обществе были скудными или отсутствовали вообще. Большинство экспертов в этой области были молодыми людьми с естественнонаучным образованием и весьма либеральными взглядами. Они настаивали на том, что наркомания – это всего лишь болезнь, и заниматься ею должны только врачи и другой медицинский персонал. Ни полиция, ни другие правоохранительные органы не должны иметь к этой проблеме никакого отношения.

В странах Евросоюза традиционно тратятся значительные средства на контроль и борьбу с незаконным оборотом наркотических средств. За 1992 г. расходы государства на деятельность органов юстиции и здравоохранения по борьбе с героином и косвенные убытки от этих мероприятий по всей Германии составили 13 784,5 млн немецких марок. Еще с 1971 г. на всей территории ФРГ функционирует «Закон о наркотических веществах» («ЗоНВ»), в соответствии с которым во всей Германии полностью запрещен оборот ряда наркотических веществ (например, марихуаны, ЛСД, мескалина). Это значит, что они могут быть использованы только в медицинских целях, в качестве сырья или основы для приготовления лекарственных средств (например, листья кокаинового куста, кодеин, метадон, мак снотворный). В последнее время в германских СМИ обсуждается вопрос смягчения закона, что позволило бы более прагматически подойти к проблеме наркотиков, однако в настоящее время это маловероятно. Частичная легализация марихуаны, которая намечалась перед сменой правительства в 1998 г., уже не является актуальной. Так называемые комнаты для наркоманов, которые создаются в больших городах, преимущественно в местах большого скопления людей (на вокзалах, в парках), для медицинского и социально-педагогического контроля над приемом сильнодействующих наркотиков, в первую очередь таких как героин, благодаря изменениям в законе приобретают законодательную базу. Кроме того, разрабатывается опытная программа для выдачи героина под врачебным контролем тем, кто находится в зависимости от него. Также разрабатывается схема вторичных профилактических мер для минимизации ущерба от употребления последнего.

Интересно, что попытки смягчения политики борьбы с наркоманией на общегерманском уровне оказывают незначительное влияние на политику правительств восточных земель и Баварии, которая отличается репрессивным и запретительным характером. Если сравнить практики уголовного преследования в различных федеральных землях, то можно четко выделить два ярко выраженных нисходящих графика, а именно: север-юг и восток-запад. Юг и восток Германии отличаются более жесткими репрессивными мерами, чем север и запад. Это значит, что правительство германских земель Саксония и Бавария характеризуются нетерпимостью к хранению и обороту незаконных наркотических веществ. Саксонская полиция проводит твердую политику, согласно которой сразу же после уведомления начинает расследовать дела, связанные с незаконными наркотиками. В программе межминистерской рабочей группы «Зухт», созданной в ноябре 1998 г., подчеркивается, что «любая форма либерализации в форме декриминализации или легализации» неприемлема, а ее место должна занять политика «предотвращения и вытеснения наркопреступности», реализовать которую было бы возможно благодаря последовательно применяемым уголовным наказаниям. Особый акцент был сделан на то, что только такие превентивные меры могут иметь успех и получить поддержку большинства граждан.

Подобный политический курс подразумевает проведение мероприятий по предупреждению наркомании и оказанию помощи тем, кто находится в зависимости от наркотиков. При этом упор делается на первичные превентивные меры, значительную часть которых берет на себя полиция. В соответствии с указом государственного министра внутренних дел Саксонии, принятым в 1993 г., по меньшей мере половина сотрудников уголовной полиции уполномочены проводить мероприятия по предупреждению наркомании.

Средние учебные заведения Германии также обязаны проводить превентивную работу в соответствии с законодательными актами, однако во многих случаях из-за своей неверно понимаемой социально-психологической роли они отрицают свою причастность к теме наркомании и перекладывают ответственность на другие учреждения. По-прежнему преобладает надежда решить проблему уже укоренившегося среди подростков и молодежи употребления наркотиков совместными усилиями, посредством массовых репрессий и массового предупреждения наркомании. В городах Дрездене и Лейпциге было установлено, что молодежь употребляет наркотики в чрезмерных количествах и при этом в большинстве случаев находится в полном неведении о том, что они употребляют. Это влечет за собой такие последствия, как увеличение количества несчастных случаев среди страдающих наркоманией, кратковременные психозы и рост числа инфицированных гепатитом среди героинистов.

Репрессивному отношению на государственном уровне в Германии противостоит с каждым днем увеличивающееся количество организаций по предупреждению наркомании и оказанию помощи тем на уровне городов, кто находится в зависимости от наркотиков, Высококвалифицированные профессионалы в области здравоохранения и оказания помощи несовершеннолетним воплотили свои собственные принципы в политике борьбы с наркоманией. В этой связи в Дрездене высказывается сожаление о том, что серьезно заинтересованы в проблеме употребления наркотиков только те граждане, которые с ними непосредственно связаны или же занимаются этой проблемой профессионально. У учителей и тех, кто работает с несовершеннолетними, крайне мало информации, и зачастую они равнодушны.

Общественные антинаркотические движения Европы за последние 50 лет накопили богатый опыт борьбы с наркоманией. Бывшие завивимые, бывшие преступники, прошедшие курс многолетней реабилитации, сотрудничают с активистами антинаркотических движений (например, шведская группа KRIS - «Возвращение бывших преступников в общество», Межевропейская организация анонимных наркоманов (NA). В этом смысле можно уже говорить о едином антинаркотическом блоке, ведущем благородную и относительно успешную борьбу.


Скачать монографию в pdf »



Комментарии (0)  |  Добавить комментарий