Северо-Осетинский Центр социальных исследований
Монографии, статьи, проекты, исследования
награды
особое


Этносоциологический портрет республик Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации.
26.03.2014
Дзуцев Хасан Владимирович
Вице-президент РОС по СКФО РФ,
Директор Северо-Осетинского Центра
социальных исследований ИСПИ РАН
доктор социологических наук, профессор


Х. В. Дзуцев

Х. В. Дзуцев. — М. : Российская политическая энциклопедия РОССПЭН) , 2012. — 734 с. : ил.
ISBN 978-5-8243-1707-7


Исследование проведено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 08-03-00583а

Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) по проекту № 12-06-07127


Настоящая работа посвящена изучению социально-экономической и политической ситуации в республиках Северо-Кавказского федерального округа и охватывает широкий круг проблем: социальная адаптация, отношение населения к федеральным, республиканским исполнительным и законодательным органам власти, социально-нравственные, религиозные и межнациональные установки населения, а также потребление и стиль жизни.

Книга предназначена для управленческого персонала, социологов, социальных работников и для всех читателей, интересующихся проблемами современного общества.


Скачать исследование в pdf »



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Глава 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКАХ СКФО РФ . . . . 20
1.1. Политические проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
1.2. Социально-экономические проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
1.3. Межнациональные отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101

Глава 2. НАСЕЛЕНИЕ РЕСПУБЛИК СКФО О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ . . . . . . 164
2.1. Гражданская идентичность населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
2.2. О рыночной экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
2.3. О социальных трансформациях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
2.4. О деятельности исполнительной и законодательной ветвей власти . . . . . . . . . . . . 273
2.5. О силовых структурах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
2.6. О роли СМИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307

Глава 3. НАСЕЛЕНИЕ РЕСПУБЛИК СКФО РФ В КОНТЕКСТЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ
И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
3.1. Соблюдение основных религиозных обрядов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
3.2. Знание религиозных догматов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334
3.3. Роль религиозных организаций в решении государственных вопросов . . . . . . . . . . . 345
3.4. Значимость религии в жизни северокавказского общества . . . . . . . . . . . . . . . . . 356
3.5. Религиозное образование в средних учебных заведениях: «за» и «против» . . . . . . . . . . . 368
3.6. Ваххабизм на Северном Кавказе: реалии и последствия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 379
3.7. Особенности межнациональных отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 431

Глава 4. СОЦИАЛЬНыЕ УСТАНОВКИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИК СКФО РФ . . . . . . . . . . . . . . . . 447
4.1. Социальное взаимодействие граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 478
4.2. Материальное благополучие как фактор успешности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 494
4.3. Может ли человек преуспеть в жизни? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 509
4.4. Население о бизнес-деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 520
4.5. Оценка системы высшего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 533
4.6. Политико-правовая и социальная системы ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 551
4.7. Основные жизненные потребности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 566

Глава 5. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИК СКФО РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . 584
5.1. Уверенность населения в своем будущем как фактор стабильности . . . . . . . . . . . . . 585
5.2. Население о праве на ношение огнестрельного оружия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 600
5.3. Материальная обеспеченность населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 625
5.4. Характерные черты активной социальной адаптации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 679
5.5. Общественная активность граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 694

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 704

Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 710


Скачать исследование в pdf »



ВВЕДЕНИЕ


Социально-экономические и политические изменения, процессы социальной трансформации, происходившие в Российской Федерации и ближнем зарубежье на стыке веков, во многом способствовали возникновению на этом пространстве нестабильности, социальной напряженности. К числу таких изменений относится формирование новых социально-экономических отношений, политической системы и социальной структуры, форм и методов социального управления и регулирования, взаимодействия между государственными и общественными институтами. Качественно иные черты приобретают такие факторы социального развития, как хозяйственная деятельность, мировоззренческие ориентации, жизненные ценности.

Социальные преобразования затронули все сферы общественного бытия, коснулись разных сторон жизни людей, их социального самочувствия, различных аспектов национальной безопасности, социальной защиты, этнополитической мобилизации. В постсоветское время источником социальной и этнической напряженности стали регионы Северного Кавказа, что является угрозой для политической стабильности как в отдельных регионах Российской Федерации, так и за их пределами.

Актуальность представленного в данной монографии исследования обусловлена в первую очередь остротой этой напряженности, крайней ограниченностью научных знаний о ее подлинных причинах. Отсюда вытекает необходимость существенного увеличения объема научных знаний об этносоциальных установках народов Северного Кавказа, о современном их состоянии, а также о том, в каком направлении и под влиянием каких факторов они изменяются. Понимание природы этих факторов может создать предпосылки для конструктивного воздействия на процесс изменения названных установок в позитивном направлении. Такое воздействие может осуществляться как со стороны государственной власти (всех уровней), так и со стороны субъектов гражданского общества. При этом социальная установка представляется как элемент детальности, определяющий специфику восприятия индивидом социальных норм, смыслов, как отношение субъекта к миру ценностей, сформированных под воздействием этнического самосознания и групповой идентичности.

Этносоциальные установки автохтонного, русского и русскоязычного населения республик СКФО РФ в их нынешнем виде являются источником многих этнических и социальных конфликтов — частично явных и частично латентных — и в определенных обстоятельствах могут перейти в явную фазу. До сих пор государству, несмотря на все усилия по стабилизации обстановки, не удалось остановить тенденцию разрастания конфликтов.

Причины неудач видятся в недостаточном понимании властями ментальных источников существующих этносоциальных установок жителей северокавказского региона, в отсутствии здесь гражданских организаций, деятельность которых могла бы помочь формированию новых установок, преодолевающих накопленную межэтническую и социальную рознь, способствовать урегулированию ситуации на Северном Кавказе. В целом этносоциологический анализ состояния политического сознания северокавказских народов, изучение возможных путей преодоления этнической и социальной напряженности представляют актуальную научную проблему, для решения которой необходимо выявить как место этносоциальных установок в сознании этносов и народов, населяющих Северный Кавказ, так и факторы, влияющие на их формирование и изменение, а также определить наиболее благоприятные возможности преодоления этносоциальных конфликтов в СКФО РФ. Для решения этой задачи, как представляется, необходима координация действий федеральных и местных властей, а также субъектов гражданского общества, что включает в себя поиск инструментов воздействия на процессы формирования этносоциальных установок, которые могут быть использованы для преодоления межэтнических и социальных конфликтов.

Конкретные цели исследования вытекают из описанного выше понимания структуры этносоциальных установок и состоят в изучении их следующих групп:

  • показатели социальной адаптации;
  • отношение к России и к федеральной власти;
  • восприятие проблем региона и отношение к региональным властям;
  • политическая идеология и личностные установки жителей региона (включая религиозные установки);
  • потребление и стиль жизни людей.

Названные укрупненные группы установок включают в себя значительное количество более частных переменных, которые будут описаны ниже. Объектом исследования являются национальные республики Северного Кавказа, входящие в Северо-Кавказский федеральный округ России: Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Кабардино-Балкария, Республика Карачаево-Черкесия, Республика Северная Осетия–Алания, Чеченская Республика.

Предметом исследования были этносоциальные установки жителей названных республик в разрезе следующих признаков: демографические признаки, состав семьи, образование, национальность, субэтносы, конфессиональная принадлежность, род занятий и источник дохода, стиль жизни, тип населенного пункта.

Результаты исследования представлены в книге в обширном варианте, что позволяет показать полученный эмпирический материал, который подробно анализируется автором с учетом этнических особенностей, гендерного аспекта, возраста, образования, места жительства респондентов. Этот анализ дает возможность выработать многовариантные решения тех или иных проблем в республиках СКФО, прогнозировать оптимальное развитие, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, необходимых для снижения уровня межнациональной напряженности и стабилизации ситуации в регионе. Эмпирические данные могут помочь в разработке моделей по повышению эффективности прогнозирования, позволят моделировать будущее северокавказского общества.


Скачать исследование в pdf »



Комментарии (0)  |  Добавить комментарий