Северо-Осетинский Центр социальных исследований
Монографии, статьи, проекты, исследования
награды
особое


Оценка эффективности системы среднего общего образования в республике Северная Осетия-Алания в условиях модернизации: монография..
08.08.2013
Дзуцев Хасан Владимирович
Вице-президент РОС по СКФО РФ,
Директор Северо-Осетинского Центра
социальных исследований ИСПИ РАН
доктор социологических наук, профессор


Х. В. Дзуцев

Скачать исследование в pdf »



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................5

РАЗДЕЛ 1
ОТНОШЕНИЕ К ВВЕДЕНИЮ НОВЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ....................................................................................................................9

РАЗДЕЛ 2
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ....................26

РАЗДЕЛ 3
ШКОЛЬНАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.......43

РАЗДЕЛ 4
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ....................61

РАЗДЕЛ 5
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.....................76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................104

Литература..................................................................................115

Приложение.................................................................................119


Скачать исследование в pdf »



ВВЕДЕНИЕ


Стратегическая задача государства в области образования – это повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям модернизационной экономики. Для обеспечения реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на заседании Правительства РФ 4 апреля 2011 г. с целью модернизации региональных систем общего образования, Председатель Правительства РФ В.В. Путин инициировал проект «Модернизация системы общего образования», основными задачами которого являются: повышение заработной платы учителей; обеспечение качественных условий обучения, развитие материально-технической базы школ; решение проблем малокомплектных школ в сельской местности; модернизация базовых школ и создание центров дистанционного образования; подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей и руководителей школ; комплектование школьных библиотек. реализация проекта наряду с Федеральной целевой программой развития образования на 2011–2015 годы и приоритетным национальным проектом «Образование» на 2011–2013 годы должно обеспечить достижение ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

В настоящее время реформирование российского образования как социального института актуализировалось в качестве проблемы модернизации образования. Необходимость модернизации образования обусловливается также задачей преодоления отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В 2002 г. Министерством образования россии была предложена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, которая развивает основные принципы образовательной политики, определенны в свою очередь законами российской Федерации, касающиеся образования и раскрытые в Национальной доктрине образования до 2025 года, а также в Федеральной программе развития образования на 2000–2005 годы.

Необходимость модернизации образования определяется ролью образования в развитии российского общества, соответствием российского образования тенденциям мирового развития, а также новыми социальными требованиями к системе российского образования. Что касается первого фактора, значение образования заключается в формировании нового качества экономики и общества. Модернизация образования направлена на соответствие образования потребностям глобальной экономики, основанной на знаниях. Таким образом, формируется глобальное инновационное общество посредством трех элементов (так называемый треугольник знаний).

Перед системой образования, а также перед конкретными образовательными учреждениями поставлены многогранные задачи: от консолидации общества до защиты его социально незащищенных слоев. Эти задачи, по сути, являются критериями социальной эффективности образования.

Изменения, происходящие в системе функционирования образования, следовательно, системе управления им, обусловили интерес к данной теме исследования. Проблема совершенствования управления образованием исследуется российскими и зарубежными учеными уже много лет.

В работах П.Ф. Анисимова, Г.А. Балыхина, А.А. Воронина, В.А. Жамина, Е.Н. Жильцова, В.М. Жураковского, В.М. Зуева, Н.р. Кельчевской, Т.Л. Клячко, Е.А. Князева, Я.И. Кузьминова, М.М. Мусарского, И.А. рождественской, О.Н. Смолина, В.Л. Тамбовцева, А.Н. Тихонова, А.В. Федотова, В.М. Филиппова, В.В. Чекмарева, С.В. Шишкина, Л.И. Якобсона рассматриваются общие проблемы управления образованием и дается оценка роли государственных и муниципальных органов власти в формировании и реализации образовательной политики.

В.Н. Аверкин, А.И. Адамский, О.Н. Арзякова, Е.Н. Богачев, Г.А. Бордовский, И.В. Ишина, Е.А. Карпухина, А.К. Клюев, Е.А. Князев, М.М. Кудинов, В.Ж. Куклин, Б.Л. рудник, Е.Н. Соболева, Н.Г. Типенко, Н.Л. Титова исследуют роль нормативного финансирования образовательных учреждений, а также организации многоканального финансирования и хозрасчетных отношений внутри образовательных учреждений с целью обеспечения их экономической устойчивости.

В последние годы делается акцент на усиление общественной составляющей в структуре управления образованием. Изучение различных моделей соотношения государственного и общественного участия в управлении образованием и их эффективности легло в основу работ К.К. Бартона, р. Бирнбаума, Ф.А. ван Вута, Г.Е. Карлсена, Д. Кигана, Л.р. Кнудсена, Л.Л. Лесли, П. Маасена, Ш. Слаутер, К. Хадсон и др.

Вместе с тем, вопрос эффективности функционирования системы образования остается открытым как в нашей стране, так и за рубежом, что связано не столько с недостаточностью исследований в этой области, сколько с системными изменениями в образовании.

В апреле-мае 2012 г. отделом социологических исследований и политического мониторинга Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований имени В.А. Абаева совместно с Северо-Осетинским государственным педагогическим институтом было проведено социологическое исследование, целью которого стало изучение общественного мнения по вопросу эффективности системы среднего общего образования в республике Северная Осетия-Алания в условиях модернизации. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  • выявить отношение к введению новых стандартов образо- вания для современной школы;
  • рассмотреть особенности организации учебного процесса в средних общеобразовательных школа республики;
  • проанализировать созданные в средней общеобразова- тельной школе (СОШ) республики условия, необходимые для успешного обучения школьников;
  • дать характеристику профильному обучению в современ- ной школе;
  • определить степень эффективности образовательной сис- темы в рСО-А на современном этапе.

В рамках социологического исследования были проведены массовый и экспертный опросы. Было опрошено 600 респондентов-родителей, дети которых на момент опроса являлись учащимися средних общеобразовательных школ (СОШ) РСО-А: 200 человек было опрошено во всех 4-х муниципальных округах г. Владикавказа (по 50 человек в каждом округе), и 400 человек – в сельских районах (в каждом районе по 50 человек) (социально-демографическая характеристика опрошенных приведена в таблице А).

Таблица А

Социально-демографическая характеристика респондентов (в %)

Пол Возраст Образование Сфера деятельности
Муж. 14,9 18-29 лет 13,0 Неполное среднее, среднее общее 8,2 Работающие 79,9
Жен. 85,1 30-49 лет 81,5 Среднее профессиональное (ПТУ) Среднее специальное (колледж) 21,1 Неработающие 27,5
50 и старше 5,5 Незаконченное высшее, высшее 64,3

Представленная пропорциональная выборка позволила нам сравнить ответы респондентов, как в целом, так и по отдельности, во всех 4-х муниципальных округах г. Владикавказ и районах республики. В экспертном опросе приняли участие 20 человек из числа преподавателей СОШ, сотрудников Института повышения квалификации работников образования РСО-А, учителей СОШ, ученых, журналистов). Для проведения исследования были специально разработаны анкета для массового опроса, а также опросник (guide) для эксперта.


Скачать исследование в pdf »



Комментарии (0)  |  Добавить комментарий