Северо-Осетинский Центр социальных исследований
Монографии, статьи, проекты, исследования
награды
особое


«Современное состояние системы образования в РСО-А: перспективы развития». Интервью для газеты «Пульс Осетии».
31.08.2011
Дзуцев Хасан Владимирович
Вице-президент РОС по СКФО РФ,
Директор Северо-Осетинского Центра
социальных исследований ИСПИ РАН
доктор социологических наук, профессор


Х. В. Дзуцев

В современных российских условиях стремительного экономического развития, бурного роста малого, среднего и крупного бизнеса востребованность в грамотных специалистах растет с каждым годом. Развитие бизнеса требует улучшения состояния общего, среднего и высшего образования. В обществе должно быть понимание важности получения качественного образования. Перемена в системе образования возможна только в том случае, когда народ проникнется пафосом перемен и главным аргументом для него могут стать невозможность жить по-прежнему и неприемлемость отсталости своего народа. При этом приоритеты в системе образования будут отданы, прежде всего, математике, физике, химии и биологии.

Для достижения указанной цели в первую очередь необходимо увеличить объем финансирования школ относительно сегодняшней ситуации процентов на 150. На законодательном уровне оклады преподавателей школ, колледжей, университетов должны быть приравнены к окладам государственных служащих. Наши университеты должны стремиться к собственному росту, чтобы они не отставали не только от столичных вузов, но и от вузов мирового уровня.

Сегодняшняя практика свидетельствует о том, что ректоры вузов, министры, члены Парламента РСО–А не отдают своих детей на учебу в республиканские вузы, так как уверены в том, что уровень преподавания в них очень слабый и не в состоянии выпускать качественных специалистов, и, как следствие, предпочитают устраивать своих детей в вузы Москвы, Санкт-Петербурга или отправляют за рубеж. Подобная тенденция может привести к тому, что наши вузы вообще закроют. В этих условиях необходим перелом в отношении качества преподавания в системе высшего образования. Важная роль в этом отводится нашим ученым, оказывающим определенное положительное влияние в целом на культуру социума. Многие ученые РСО-А выходят на российский и мировой уровни, научные труды которых признаны не только в России, но и за рубежом. Но, парадокс, на местном уровне этот факт не оценен по достоинству. Важно понимать значимость роли ученых в развитии общества, которые, в свою очередь, должны формировать новые идеи и создавать «социально осведомленные» основы как для России, так и для РСО–А.

Без культурного восстания против правящего самодовольства и торжествующего материализма в некоторых социальных структурах нашего общества нам будет тяжело найти позитивный выход из экономического, социального и, если хотите, нравственного тупика. Наши университеты должны освободиться от провинциальной робости и равняться на лидеров образовательной индустрии. Необходимо отказаться от заскорузлости определенной части профессуры, не готовой к требованиям рыночной экономики и не способной к решению новых задач, продиктованных новой эпохой развития российского общества.

Мы должны ставить перед собой амбициозную цель – подняться до уровня лучших отечественных университетов, а для этого необходимо сформировать звено, связывающее учебу с наукой и практикой с ориентацией на современные учебники и современные технологии, чтобы мы стали полноправными членами нового информационного общества.

Газета «Пульс Осетии», №34, август 2011 г.


Комментарии (0)  |  Добавить комментарий