Северо-Осетинский Центр социальных исследований
Монографии, статьи, проекты, исследования
награды
особое


Коррупция в органах исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации.
03.04.2011
Дзуцев Хасан Владимирович
Вице-президент РОС по СКФО РФ,
Директор Северо-Осетинского Центра
социальных исследований ИСПИ РАН
доктор социологических наук, профессор


Х. В. Дзуцев

Настоящая монография посвящена коррупции в органах исполнительной власти Республики Северная Осетия–Алания Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации. Проанализированы различные подходы противодействия коррупции. На материалах массового и экспертного опросов обоснована необходимость комплексного подхода в решении проблем коррупции в РФ.

Монография рассчитана на социологов, политологов, социальных работников и управленцев.

ISBN 978-5-7556-0447-5

© ИСПИ РАН, 2010
© Дзуцев Х.В., 2010

Содержание

Введение
Раздел 1. О деятельности Прокуратуры РСО–А
Раздел 2. О деятельности государственных структур РСО–А
Раздел 3. О деятельности органов внутренних дел РСО–А
Раздел 4. Уровень криминогенности в РСО–А
Раздел 5. О деятельности судебной системы РСО–А
Раздел 6. Руководители малых предприятий о коррупции
Заключение
Литература

Полный текст монографии «Коррупция в органах исполнительной власти Республики Северная Осетия–Алания Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации»
Введение

Коррупция – это бич российского общества, причиняющий ему большие неприятности. Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единого канонического определения. По утверждению социологов, коррупция – это «отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды».(Джерри Д., Джерри Дж. Большой толковый социологический словарь. М., 2001. Т.1, с.332.) Такое утверждение оказывается как слишком узким, так и слишком широким. В данной работе мы говорим преимущественно о государственной коррупции, в которой одной из сторон всегда служит лицо, находящееся на государственной службе либо выполняющее некоторые властные полномочия в результате делегирования ему власти от избирателей или каким-либо иным образом. Государственная коррупция существует постольку, поскольку чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Собирая штрафы, налоги и иные предусмотренные законом платежи, чиновник также распоряжается не принадлежащими ему ресурсами: если штраф законен, то его собственник – государственная казна, если незаконен, то это собственность лица, которое пытается обобрать чиновник.

Коррупция – весьма сложное и разноплановое явление, поэтому разнообразны и ее причины. Коррупция, ее масштабы, специфика и динамика – следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны. Россия сейчас переживает не просто модернизацию, а коренную ломку государственных, экономических, социальных и психологических устоев. Поэтому неудивительно, что она следует общим закономерностям развития, в том числе негативным.

К общим проблемам, порождающим коррупцию, относятся те, которые свойственны не только России, но и большинству стран, находящихся в стадии преобразования, в первую очередь – переживающих переходный период от централизованной экономики к рыночной. Вот некоторые из них: трудности преодоления наследия тоталитарного периода, экономический упадок и экономическая нестабильность, неразвитость и несовершенство законодательства, неэффективность института власти, слабость гражданского общества, отрыв общества от власти, неукорененность демократических, политических традиций.

26 сентября 2007 года организация Transparency Int опубликовала свой очередной рейтинг состояния коррупции в мире. Россия занимает в нем 143-е место из 180 (где 180-е – самое коррумпированное государство). По мнению председателя Национального антикоррупционного комитета России Кирилла Кабанова, никакая борьба с коррупцией в России не ведется: аресты чиновников среднего звена систему взяточничества не нарушают, политика по противодействию коррупции не выработана.(Коррупция)

Коррупционная атмосфера в Республике Северная Осетия – Алания создает более высокую социальную напряженность, чем в других регионах России. И как показывают материалы экспертного опроса, коррупционный фон с 2000 по 2010г. вырос в 2,6 раза. Так, например, если место губернатора в РФ в 2000 году стоило 30 млн долларов США, то в 2008-м – 50 млн евро, а в 2010 году – уже 80 млн долларов США.

С сужением демократии в системе государственного устройства в связи с отменой формирования власти через выборных представителей народа на местах – губернаторов, президентов, глав республик – власть не считается с общественным мнением, несмотря на то что негативное коллективное поведение представляет выражение общественного мнения и может сформироваться по ряду проблем: это личная безопасность граждан, тотальная коррупция, неэффективная система управления, особенно администрация местного самоуправления, загрязнение окружающей среды, плохая система образования и здравоохранения, социальная незащищенность большей части населения. Т.е. в системе государственного управления происходит отход от стратегических целей нашего государства. Регионы развиваются на основе старого производства, и вся надежда – на жизнестойкость общества и человека.

В таких условиях любой сверхбогатый человек, гражданин РФ, может организовать движение в масштабе страны с девизом: «Чиновников-коррупционеров, – в тюрьму!». Яркий тому пример – массовые антикоррупционные акции протеста в Тунисе в январе 2011 г., которые привели к масштабному политическому кризису: президент страны Зин аль-Абидин бен Али бежал в Саудовскую Аравию.

Мы сейчас находимся на уровне, ниже критического – когда корабль опускается ниже ватерлинии, он тонет. Наше общество тоже на такой же критической отметке. Не могут долго бедные терпеть присутствие малой кучки богатых, в конце концов они начнут сжигать их дома, а возможно, и убивать. У нас достаточно умных, образованных людей, которые в определенный момент могут стать робеспьерами и лениными. Сегодня власть сама готовит могильщиков для себя.

В республиках СКФО большую часть населения можно отнести к категории «абсолютная бедность», т.е. это те, которые едва сводят концы с концами, особенно в сельских районах.

Власть хорошо знает ситуацию как в городах, так и в селах республик. Но у нее полное равнодушие к их проблемам. Создается впечатление, что государственные ресурсы она «перекачивает» в свой карман или в свой частный бизнес. Отсюда полное пренебрежение к материальному положению остального населения страны. Врачи и учителя вынуждены работать на рынках. Идет расслоение со значительным разрывом: 5 % – богачи с баснословными доходами, остальное население – нищие.

Коррупция и организованная преступность – это нехарактерная черта российского общества. «Организованная преступность, – пишет Энтони Гидденс4, – очень похожа на обычный бизнес, но содержание ее незаконно. Организованная преступность в США – это мощный бизнес, сравнимый с любой из самых крупных сфер экономической деятельности, например с автомобильной промышленностью». Организованная преступность в США включает в себя азартные игры, проституцию, крупномасштабные кражи и рэкет.

Сегодня власть имущие в РФ стараются урвать у государства, и чем больше, тем лучше; они понимают, что собственность наделяет их властью. Власть наделяет человека прямым контролем над промышленным и финансовым капиталом.

Организованная преступность расцвела, потому что в этнических нишах республик СКФО не имели представления о юридических и политических правах, где использовать свои методы устранения конкурентов и создания коррупционных структур. Нелегальный товар, торговля лекарствами и подделками позволяют получать доход от незаконных операций, в несколько раз превышающий бюджет страны.

Если бы в обществе имели полную информацию о криминальной деятельности власти и о том, кто у власти, вся общественно-политическая жизнь была бы парализована, как во время стихийных бедствий.

Какие бы действия ни предпринимали власти, эта мощная финансовая сила в состоянии любой указ президента спустить на тормозах. Так, Президент Д.Медведев поручил Правительству РФ подготовить предложение по сокращению численности чиновников на 20 %. (Газета «Северная Осетия», 10 июня, 2010 г.) И за счет этого поднять зарплату чиновникам. Скорее будет другая картина – зарплату поднимут, но никакого сокращения не будет. Власть накануне выборов Президента РФ (2012г.) вряд ли захочет обижать бюрократический аппарат. Или случится так, что сокращенные чиновники перейдут на работу, например, в партию «Единая Россия», которая снизу доверху напичкана чиновниками и воспринимается обществом как «партия чиновников», защищающая интересы бюрократического аппарата, но не граждан РФ.

Таким же образом создаются антикоррупционные комитеты, которые, как правило, состоят из криминального сообщества; если даже это не так, то члены криминального сообщества полностью контролируют деятельность чиновников любого уровня. Имея такую информацию, они могут противостоять любым действиям со стороны правительства, если это угрожает их финансовым интересам.

Преступные действия офицеров МВД включают запугивание, избиение или убийство подозреваемых, получение взяток, участие в создании преступной сети, сокрытие или фабрикацию улик и присвоение вещественных доказательств в случае, когда по делу проходят денежные махинации или наркотики.

Проконтролировать систему коррупции и масштабы по разным ведомствам и министерствам практически невозможно, несмотря на то что созданы различные комитеты, призванные соблюдать интересы государства. Так, например, весной – летом 2010 года частным образом на 1,5 миллиарда рублей была составлена смета на строительство подъездных путей в Мамисонском ущелье РСО–А. Общеизвестно, что при составлении сметы на строительные работы в ее стоимость закладывается на 20% больше предусмотренных реальных затрат. Этот излишек затем изымается в пользу заинтересованных лиц. В начале лета строителями был представлен акт о проделанных работах, который уже вырос на 300 млн рублей. В результате откат для чиновников составил 550 млн рублей. Обществом создание горнолыжного курорта «Мамисон» рассматривается как очередной проект-«пустышка». Всем известно, что в ближайшие 50–100 лет иностранные туристы на Северный Кавказ не приедут, учитывая, что своих горных курортов в Европе достаточно, зато инвестиции в этот проект дают чиновникам большие деньги. Если мы хотим, чтобы граждане Западной Европы приезжали на отдых в республики СКФО, у граждан этих республик должен быть такой же высокий жизненный уровень, который очень сильно коррелируется с культурой, как у иностранцев. Такая система откачивания денег функционирует не только на территории Северного Кавказа, но и по всей стране. Откачивание финансов из федерального центра, как правило, бывает согласовано с центром. В обществе сложилось мнение: политическая власть в РФ создает идеальные условия для бюрократии, чтобы та грабила свой народ, а силовой блок призван создавать соответствующие условия для одних и других. Причины тотальной коррупции в северокавказском обществе можно объяснить существованием традиционных обществ, учитывая, что в некоторых республиках СКФО сельское население составляет 60%. Решение или хотя бы снижение коррупционного фона на Северном Кавказе возможны при замене традиционных обществ, для которых характерно превалирование коллективного группового поведения, на индустриальные социальные системы с преобладанием личных интересов большинства людей. Этим обусловливается актуальность настоящего исследования.

Северо-Осетинским центром социальных исследований ИСПИ РАН совместно с отделом социологических исследований и политологического мониторинга Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева и кафедрой социологии политических и социальных процессов Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова летом 2009г. было проведено социологическое исследование по теме: «Коррупция в органах исполнительной власти Республики Северная Осетия–Алания Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации». B массовом опросе приняли участие 600 жителей Республики Северная Осетия–Алания СКФО РФ.

Также был проведен экспертный опрос, в котором приняли участие 35 человек. Подбор экспертов осуществлялся в соответствии с уровнем общего представления о проблеме, а также по принципу профессионального отношения к данной области знаний. Важнейшими критериями отбора экспертов были компетентность, широкий кругозор. Для экспертного опроса был создан «гайд» (специальный опросник), в основу которого легла структура анкеты для массового опроса.

Полный текст монографии «Коррупция в органах исполнительной власти Республики Северная Осетия–Алания Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации»

Комментарии (0)  |  Добавить комментарий