Северо-Осетинский Центр социальных исследований
Монографии, статьи, проекты, исследования
награды
особое


Социально-экономическая и политическая ситуация в Республике Южная Осетия. Октябрь 2010 г.
27.02.2011
Дзуцев Хасан Владимирович
Вице-президент РОС по СКФО РФ,
Директор Северо-Осетинского Центра
социальных исследований ИСПИ РАН
доктор социологических наук, профессор


Х. В. Дзуцев

Северо-Осетинским центром социальных исследований ИСПИ РАН в октябре 2010 г. был проведен экспертный опрос по теме: «Социально-экономическая и политическая ситуация в Республике Южная Осетия. Октябрь 2010 г.» Были опрошены тридцать пять экспертов – жители и выходцы из Южной Осетии: журналисты, историки, политологи, социологи, юристы.

Подбор экспертов осуществлялся по принципу профессионального отношения к данной проблеме. Важнейшими критериями отбора экспертов были компетентность, знание экономических и политических проблем Южной Осетии. Для экспертного опроса был создан гайд (опросный лист), вопросы которого касались основных проблемных факторов республики, состояния ее экономики, участия России в обеспечении безопасности границ, миграционных процессов и т. д.

В ночь с 7 на 8 августа 2008 года грузинские войска начали интенсивный обстрел столицы РЮО Цхинвала с помощью реактивных систем залпового огня «град», артиллерии и минометов. Грузинской стороной этот акт был обозначен как «операция по наведению конституционного порядка в Южной Осетии». В результате вероломного нападения среди жителей Южной Осетии погибли свыше 2 тысяч человек, более 35 тысяч стали беженцами, тысячи жителей республики пропали без вести. Почти полностью были разрушены г. Цхинвал, его окрестности, 10 осетинских сел выжжены.

Прошло более двух лет с тех трагических событий. Как изменилась экономическая и политическая жизнь в РЮО? Каковы направления и перспективы ее развития? Какие факторы оказывают влияние на темпы развития республики? Найти ответы на эти вопросы и стало основной целью опроса экспертов.

В числе основных социально-экономических проблемв Южной Осетии все эксперты называют отток населения. Было ожидание того, что люди начнут возвращаться домой после событий августа 2008 года, но этого не произошло. По информации экспертов, в 2009 году из Южной Осетии выехали порядка 1000 человек. Казалось, после августовских событий РЮО будет быстро восстановлена, вернутся беженцы, те же осетины из Грузии. Ожидания не оправдались, по мнению экспертов, в силу следующих причин.

В Республике Южная Осетия ни правительством, ни СМИ не реализуется политика по возвращению беженцев. Программа по возвращению беженцев, в которой было бы предусмотрено, где люди будут жить, учиться, трудиться, какие перспективы, какие рабочие места для них планируется создать, какие заводы, предприятия, сельхозпредприятия, даже не разработана. Между тем необходимость данной программы есть, так как страна – это не только (и не столько) территория, сколько население. В силу имеющихся административных, экономических и политических особенностей территориальных единиц республики программа возврата беженцевдолжна быть индивидуализирована по каждому району, по каждому населенному пункту. Она должна быть реальной и выполнимой с точки зрения прежде всего ресурсного и административного обеспечения.

Вопрос возвращения жителей Южной Осетии на родину должен решаться на государственном уровне и с участием общества. Даже на съезде осетинского народа 17 сентября 2007 г. в г. Цхинвале никто из авторитетных людей РЮО не обратился к своим соотечественникам с тем, чтобы они ехали домой и восстанавливали свою республику, никто из них не подал пример.

Между тем в истории много примеров того, насколько важно для человека понятие Родина. Когда Жоржу Дантону (1759–1794), деятелю французской революции, накануне казни предложили побег, он ответил: «Нельзя унести Родину на каблуках своих башмаков». Так и Южная Осетия сегодня больше нуждается не в критиках, а в патриотах, под руководством и при участии которых может быть восстановлена и развита вся инфраструктура, в том числе и политическая, республики.

Сейчас среди граждан РЮО – беженцев, проживающих на территории РФ, в основном превалирует негативный акцент в отношении общественно-политической и экономической жизни республики. Нет понимания того, что жители Южной Осетии всех категорий, как в республике, так и за ее пределами, должны сами создать новую экономику и власть, которые способны интегрироваться в современный глобальный мир.

В социологии есть понятие «синдром беженца»: какие бы идеальные условия для них ни создали, они всегда бывают недовольными. Единственный выход из ситуации – строить новую жизнь своими руками, выдвигать из своей среды руководителей государства, членов правительства, предпринимателей. Ожидание того, что придет «добрый дядя» и обустроит их быт даром – это из области фантастики. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Вся общественность Осетии, включая Северную, ежедневно в этом направлении должна вести целенаправленную работу. Пространство не может быть пустым (тем более плодородная территория с очень благоприятными природными условиями для жизни), иначе его кто-нибудь заполнит.

По значимости проблем на второй план вышла безработица. Людям негде работать, потому что старая инфраструктура была разрушена не только во время августовских событий 2008 г., но и всей историей событий в Южной Осетии после развала СССР: войны явные и скрытые, политическая неопределенность и соответствующая ей экономическая нестабильность, порождали риски, несовместимые с функционированием и развитием экономики республики. Новая инфраструктура до сих не выстроена, а на тех объектах, которые восстанавливаются, работают граждане из других регионов России. Это создает определенный негативный фон в югоосетинском обществе, вызывает конфликты между местным населением и приезжими. Недовольство у граждан РЮО вызывает низкая заработная плата по сравнению с приглашенными специалистами. Из-за относительно высоких доходов военных и строителей на российских объектах поднимаются цены на потребительских рынках Южной Осетии, что существенно бьет по карману коренных жителей.

Третья проблема, на которую обратили внимание почти все эксперты – неэффективная работа правительственных структур РЮО. Более половины экспертов оценивают деятельность Правительства РЮО отрицательно. Отмечается высокая степень коррумпированности, некомпетентности многих должностных лиц, которая компенсируется авторитарным стилем управления, а ведь известно, что любому сложному социальному организму, каким является Южная Осетия, трудно существовать, если власть исходит исключительно из принципа силы. Социальная организация зависит от консенсуса между членами общества, от того, каковы его цели, и от того, насколько члены общества разделяют эти цели.

По мнению экспертов, до сих пор не сформирована нормальная правовая база для проведения экономических реформ. Такие вопросы, как привлечение инвестиций (внутренних, внешних), создание экономических институтов, лигитимизация частной собственности на государственном уровне не решаются. Есть мнение: пока модель государственного управления РЮО не станет демократичной, никаких экономических реформ не приходится ждать. Сегодня в обществе складывается впечатление: власть не работает, потому что финансирование идет только из Москвы, причем целевое, а в задачи республиканской власти входит только отслеживание их целевого использования.

Во время экспертного опроса для нас было существенным определить, есть ли в республике экономические сдвиги в сравнении с прошлым годом. По мнению экспертов, в республике наблюдается положительная динамика в строительной сфере. В Цхинвале много новых зданий, хорошо отремонтированных: и в частном, и в госсекторе. Возведен поселок из 30 коттеджей.

Темпы строительства заметно увеличились, но, тем не менее, удивляет, что в центральной России за два месяца были восстановлены целые населенные пункты, сгоревшие во время пожара этим летом, а в Южной Осетии и за два года не смогли отстроить и четверть разрушенного.

Среди положительных факторов развития экономики отмечаются проведение газопровода, построение качественных дорог.

Оценивая степень участия России в обеспечении внутренней безопасности РЮО, эксперты отметили, что уровень этой безопасности во многом зависит от местного населения, от его патриотического настроя. Если до обретения независимости жителей РЮО объединял антигрузинский патриотизм, то сейчас они должны объединиться вокруг идеи построения независимой республики. И это залог безопасности в том числе. В целом безопасность РЮО обеспечивается Россией, но для военнослужащих, несущих службу в РЮО, настроение населения республики, желание строить независимое развитое государство также являются значительными факторами.

Эксперты уверены в том, что строительство военной базы на территории РЮО – это правильный шаг со стороны Правительства РФ. Не говоря об обеспечении безопасности геополитической ситуации, это создает рабочие места, уверенность населения. Российская военная база в РЮО выступает гарантом безопасности для тех, кто там живет и кто хочет вернуться.

На основе экспертного опроса можно сделать следующие выводы:

  • Необходимо на государственном уровне разработать программу по возвращению людей, покинувших Южную Осетию. Эта программа должна иметь государственную финансовую поддержку.
  • Необходимо разработать программу по созданию рабочих мест с учетом природных и трудовых ресурсов.
  • Для более эффективной системы управления необходимо расширить участие самих граждан через гражданские институты в разработке тех или иных концепций по выходу из кризиса.
  • Считать разработку экономической концепции приоритетной с акцентом на современные информационные технологии, чтобы граждане Республики Южная Осетия чувствовали себя участниками современной глобальной системы.
  • Считать приоритетным в государственной политике обеспечение социальной безопасности граждан РЮО: прав и свобод, участия в управлении, охраны безопасности, имущества, достоинства граждан и т. д.
  • Через СМИ информировать население РЮО о предпринимаемых мерах по восстановлению социально-экономической и политической инфраструктуры, что может способствовать решению самой главной проблемы на сегодняшний день для республики – возвращения беженцев.

Комментарии (0)  |  Добавить комментарий