Северо-Осетинский Центр социальных исследований
Монографии, статьи, проекты, исследования
награды
особое


О милиции — пристрастным взглядом.
18.10.2010
Дзуцев Хасан Владимирович
Вице-президент РОС по СКФО РФ,
Директор Северо-Осетинского Центра
социальных исследований ИСПИ РАН
доктор социологических наук, профессор


Х. В. Дзуцев

Отделом социологических исследований и политологического мониторинга Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева в январе-феврале 2010 года было проведено социологическое исследование по теме: «Общественное мнение о деятельности МВД по РСО–А». B ходе исследования были опрошены 600 жителей Северной Осетии. Также был проведен экспертный опрос, в котором приняли участие 15 человек. Подбор экспертов осуществлялся в соответствии с уровнем общего представления о проблеме, а также по принципу профессионального отношения к данной области знаний. Важнейшими критериями отбора экспертов были компетентность, широкий кругозор. Для экспертного опроса был создан «гайд» (специальный опросник), в основу которого легла структура анкеты для массового опроса.

Важно было знать, как граждане оценивают основные функции органов внутренних дел, поэтому им был задан вопрос о том, насколько эффективно защищает права и интересы населения республиканская милиция. Более половины опрошенных считают, что местная милиция не справляется со своими основными функциями (61,6 %). Скорее всего это часть населения, имеющая опыт общения с милицией, если не прямого, то косвенного (через родственников, друзей, соседей и т. д.). Четверть респондентов (25,5 %), скорее всего, те, которые не сталкивались с работниками внутренних дел, ответили на этот вопрос диаметрально противоположно, то есть положительно. Достаточно высок процент затруднившихся ответить (12,9 %).

В чем же причины столь низких оценок деятельности милиции?

Во-первых, это связано с резким ростом численности личного состава органов внутренних дел республики. В 80-е годы она составляла 2,5 тысячи сотрудников, а к началу 2010 года — 10100. В итоге высоких чинов в МВД стало во много раз больше, а их число не переросло в качество. Во-вторых, налицо оторванность «паркетных» милицейских функционеров от нужд населения. Сегодня большое число начальников структур МВД сидят в кабинетах и не влияют непосредственно на ситуацию, общественный порядок в районах, городах, селах. В царское время российская полиция была хорошо организована: вся оперативная информация стекалась к городовым, участковым. Дворники фактически являлись осведомителями околоточных. И органы полиции заранее знали, где что произойдет, и наносили превентивные удары. Сегодня у нас действия — как у пожарных: когда случается беда, тогда принимаются какие-то меры, но они уже оказываются запоздалыми. В-третьих, сегодняшняя милиция по технической оснащенности, увы, уступает преступным сообществам.

Многие объясняют плохую работу милиции выведением ее из подчинения региональным властям. Не только нижние звенья органов правопорядка, но и руководящие, начальствующие выведены из-под контроля органов местной власти. Руководители органов правопорядка говорят о том, что без помощи общественности не могут решить проблемы, и успех их деятельности маловероятен. И в то же время все делается для того, чтобы устранить над милицией контроль других ветвей власти.

Об эффективности работы органов внутренних дел Северной Осетии можно судить по такому показателю: наша милиция занимает 7-е место в масштабах РФ, и тем не менее общество не удовлетворено ее работой. Значительная часть самых громких и резонансных преступлений остается нераскрытой.

Низкое качество деятельности органов внутренних дел связано также с уровнем подготовки специалистов, с непрофессионализмом. В СССР во всех вузах насчитывались 42 юридических факультета на 250–280 млн человек, а сейчас на 143 млн населения РФ приходятся 1156 факультетов. На население в 250–280 млн человек функционировали 600 вузов, а сейчас насчитывается до 3000 вузов. Но, согласитесь, за 200 условных единиц платный юридический вуз не может дать профессиональное юридическое образование. Поэтому уровень подготовки офицеров с высшим образованием весьма низок. Многие частные вузы стали завуалированной формой торговли государственными дипломами. У нас переизбыток специалистов по количеству дипломов (в республике во времена СССР было 3000 дипломированных милиционеров, сейчас 8000), но число грамотных людей уменьшается во всех сферах деятельности.

Среди основных причин — ощущение своей незащищенности: более половины опрошенных называют коррумпированность отдельных сотрудников милиции (57,1 %); треть респондентов — отсутствие достаточного контроля за деятельностью милиционеров со стороны государства (30 %); низкий уровень профессионализма милиционеров (26,3 %); 21 % опрошенных считает, что милиция — один из элементов развитой и укоренившейся коррумпированной системы.

Эксперты убеждены в том, что милиция будет обеспечивать нашу защищенность только тогда, когда устаревшие технологии станут меняться на современные, а часть функционеров покинут милицейские ряды. Тогда будет меньше командования и больше профессионального управления.

У многих работников этой системы, не только в нашей республике, но и в других регионах, нет идеологии, представления о характере работы и конкретной программы действий, начиная с рядового и заканчивая генералом, и об их стратегических задачах, которые в целом связаны с развитием российского общества. И если мы хотим изменить ситуацию в структурах МВД, необходимо, чтобы была возможность реализации интересов общества, государства, рынка, демократии, которые не дадут возможности возврата к архаической системе управления. Вот поэтому весьма своевремен проект закона «О полиции», предполагающий серию реформаторских шагов в этой системе.

На мой взгляд, нужно существенно сокращать штат милицейских рядов, за счет этого устанавливая достойную оплату труда оставшимся сотрудникам и спрашивая с них за результат по максимуму, а также обеспечить подразделения милиции необходимыми техническими средствами.


Комментарии (0)  |  Добавить комментарий