Северо-Осетинский Центр социальных исследований
Монографии, статьи, проекты, исследования
награды
особое


«Почем диплом?» Интервью для газеты «Северная Осетия».
25.05.2009

Высшее образование, казалось бы, — это безусловное благо для его обладателей и страны в целом. Это — показатель наличия высококвалифицированных кадров в экономике, управлении и образовании. Однако вузовская «корочка» все больше теряет «в цене» со стороны работодателей и все меньше гарантирует ее хозяевам безбедное существование и комфортные условия работы. В чем причина этого явления? Об этом на страницах газеты «Северная Осетия» размышляет доктор социологических наук, профессор Хасан Дзуцев.

Хасан Владимирович, как выглядит сегодня отечественная система высшего образования в целом?

— С 1990 года в республиках ЮФО, как и по всей стране, произошел стремительный рост количества ВУЗов. Сегодня в России насчитываются более 3,7 тысячи государственных и частных ВУЗов и их филиалов. При этом в большинстве из них и сегодня ощущается нехватка квалифицированного профессорско-преподавательского состава, необходимой материально-технической базы и библиотечного фонда.
Дают ли они действительно качественное образование и гарантию обеспеченной жизни, места работы или соответствующих для ее поиска знаний и навыков?
Ответы на эти вопросы дало наше исследование, проведенное недавно в национальных республиках ЮФО. Республиканский Центр социсследований ИСПИ РАН, отдел социсследований СОИГСИ и кафедра социологии, политических и социальных процессов СОГУ, которые я возглавляю, опросили в 7 субъектах по 300 человек и по 5 экспертов.

Что показали итоги проведенного вами исследования?

— Я приведу данные только по нашей республике, хотя разброс мнений по сравнению с соседними республиками не так велик. Сразу же можно обобщить, что высшее образование продолжает, извините за тавтологию, иметь высокое значение: почти 70 % опрошенных даже не сомневаются в этом.
Собственно говоря, и мы еще до начала исследования были уверены в таких ответах, однако истинной его целью были ответы на другой вопрос: Можно ли в наших республиках получить хорошее высшее образование? И вот здесь любопытные точки зрения.
Не сомневаются в этом 31,5 % опрошенных жителей нашей республики. Склоняется к тому, что это, в принципе, возможно, еще почти треть. У остальных скепсис или незнание вопроса выражены значительно сильнее — и таковых почти 40 %.
Развернутые и глубокие мнения мы получили от опрошенных экспертов. Их степень озабоченности качеством подготовки специалистов ВУЗами республики значительно выше, чем у обывателей. Причем это суждения не дилетантов, а знающих ситуацию изнутри профессионалов, которые сами будущих специалистов и готовят.

Могли бы вы подробнее остановиться на суждениях и оценках экспертов?

— По их мнению, общий уровень подготовленности в целом не отвечает требованиям, предъявляемым к выпускнику высшей школы. Это проблема не одной республики, а всего региона и страны, где уровень образования упал в последние годы в несколько раз. Образование дает философские, но не конкретные, знания, которые необходимы в производстве. Профильные дисциплины университетов становятся в большинстве своем периферийными по содержанию.
В последние двадцать лет в РФ у высшего образования появилась новая, неизвестная до того функция. Учеба в ВУЗе стала своеобразной формой временной трудовой занятости молодежи, которая имеет социальную цель: снимать социальную напряженность, снижая безработицу. Эту функцию стали настолько масштабно развивать, что теперь уже она сама начала создавать глубокие социальные противоречия.

Что же плохого во всеобщей «высшей грамотности» населения?

— Все дело в ее мнимости! Произошла потеря понимания особых функций человека с высшим образованием и их ценности. В лучшем случае только десятая часть студенческой группы осознает теперь, что образование дает возможность карьерного роста. У остальных — это «механическое» присутствие в ВУЗе, чтобы получить диплом, а дальше, по их мнению, карьеру можно построить за счет личных связей, «купив» должность, место.
С другой стороны, рост числа ВУЗов и низкий уровень требований к знаниям в них привели к тому, что получение диплома о высшем образовании стало доступным практически каждому. В итоге сотни людей проходят практику, а выделить из этой дипломированной массы можно лишь несколько человек. В нашей республике — двенадцать юридических факультетов! А попробуйте найти толкового и квалифицированного юриста, вот и узнаете на личном опыте, что значит вообще высшее юридическое…
Уже факт: произошло перепроизводство людей с высшим образованием, особенно в гуманитарной сфере, а общество фактически заполняется функционально неквалифицированными людьми. Соответственно растет и уровень безработицы среди молодых специалистов с высшим образованием: цену дипломов знают и работодатели.
Те, кто видят эту проблему, вынуждены покидать привычную для них социальную среду. Они едут туда, где больше возможностей для получения хорошего образования и карьерного роста, чем в их родных регионах.

К каким социальным последствиям это ведет, как отражается на экономике в целом?

— Образованность нации оценивается и состоянием экономики. К сожалению, уровень осведомленности простых граждан пока на низком уровне. И потому нет сигналов со стороны общества системе высшего образования, чтобы та готовила стоящих специалистов для современной рыночной экономики.
Когда подготовка специалистов идет в отрыве от экономической модернизации страны, то система образования работает вхолостую. Рост числа людей с высшим образованием не дает соответствующего роста среднего класса в стране, напротив, идет пополнение числа безработных с… дипломом о высшем образовании. Это противоречие текущего момента.
Одна из причин и в том, что отсутствует идеология подготовки будущих специалистов. Характерная черта рыночной экономики — стремление к росту доходов: «Хочешь стать миллионером — работай над собой и стань хорошим профессионалом!».
Если студент осознает, что путь к достатку лежит через получение хорошей профессиональной подготовки, то государство получит хороших специалистов, а экономическая ситуация через такой личный интерес будет улучшаться.
К сожалению, несмотря на важность получения высшего образования, у нас почти нет связи между образованием и возможностью сделать карьеру. Хотя в крупных городах России компании уже берут на работу выпускников престижных ВУЗов, эта тенденция почти не распространяется на провинцию, в том числе и на Юге России.
Практика и наше исследование вслед за ним показывают, что высшее образование реально девальвировано, без него люди порой живут лучше, чем те, кто его имеет и работает по специальности.

На какие причины в развитии такой ситуации указывают эксперты?

— Они назвали множество факторов. Например, один из них высказался так: «Я не помню когда кто-нибудь из ректоров ВУЗов выступил, рассказал жителям, как осуществляется учебный процесс, какова успеваемость. Ни одного ректора не заслушали на заседании парламента или правительства республики. Никто гласно не говорит о качественном анализе состава студентов: национальном, сколько из них из каких районов республики, сколько сельских, городских жителей, сколько медалистов и так далее».
Эксперты анализируют и положение самих работников образования: «Раньше не было такого разрыва в оплате труда, когда учитель получает 3–5 тысяч рублей, а федеральный судья — 100 тысяч. Клерки в ведомствах получают в 5–6 раз больше, чем учителя, поэтому специалисты и не идут в школы».
На отношение к ценности качества образования, по мнению экспертов, влияет и общая информационная среда в стране: «День и ночь наше телевидение показывает, как делать быстрые деньги. А молодежь сейчас проводит время не в читальных залах, а перед телевизором. Труд, в том числе и интеллектуальный, нигде не пропагандируется.
Мы не видели по телевидению ни одного профессора, который бы сказал: «В прошлом году у нас был такой выпуск, в этом году — такой». Мы не видим обратную связь между производством и ВУЗами, чтобы производственники направляли в ВУЗы информацию о практической деятельности их выпускников, о качестве их работы и уровне профессионализма».

Надо полагать, выводы соц-исследования вы направили в официальную структуру. И все-таки — можно ли в нашей республике получить хорошее высшее образование?

— Это вопрос сложный, однозначно на него не ответишь, потому что уровень образования значительно снизился в целом по стране.
В то же время эксперты считают, что уже совсем скоро ситуация кардинально изменится. Нормальная экономика и масштабные государственные задачи востребуют только нужные ВУЗы, а остальные просто прекратят существование. Не будет нужды в «специалистах», которых на платной основе в массовом порядке «штампуют» юридические и экономические факультеты. При изменении всей системы общественного развития, включая образование, все это будет вытесняться по объективным причинам. Но только вот кто и когда придаст этому процессу ускорение? О юридическом массовом образовании уже есть критическая точка зрения президента страны. А что дальше?


В. Рязанов, газета «Северная Осетия», № 86 20 мая 2009 г.


Комментарии (0)  |  Добавить комментарий