Северо-Осетинский Центр социальных исследований
Монографии, статьи, проекты, исследования
награды
особое


«Кто-то воспитывает трудоголиков, а мы - алкоголиков».
12.05.2009

Стремительно изменяющиеся условия жизни влияют на наши традиции таким образом, что со временем их содержание становится практически неузнаваемым либо забывается вовсе. Последние несколько лет отмечены неким всплеском традиционализма, регулярными призывами вернуться к ценностям наших предков, обычаям и обрядам. Что такое традиции и обычаи в истинном понимании этих слов? Следует ли возрождать старые традиции? Свое мнение по этому поводу высказал доктор социологических наук, профессор, заведующий отделом социологических исследований и политического мониторинга Северо-Осетинского института гуманитарных и социологических исследований Хасан Владимирович Дзуцев.


Традиция — это способ передачи этнического опыта от одного поколения к другому в виде обычаев, порядков, правил поведения. Обычай — установленное традицией обязательное правило стереотипного поведения индивида или всего этноса в конкретной жизненной ситуации. Соблюдение обычаев обеспечивается как внутренними убеждениями индивида, так еще более принуждением со стороны общества. В случае чего индивид может быть подвергнут осуждению. В осетинском традиционном обществе социальной нормой, например, является обычай гостеприимства, побратимства и прочие.

Если говорить более простым языком, то традиции — это, прежде всего, умение красиво вести себя в обществе, нравиться другим.

— Существенные изменения наши традиции претерпели после распада Советского Союза. В чем в первую очередь это выразилось?

— После 1990 года общественная жизнь в республиках Северного Кавказа в историческом плане была отброшена далеко назад, и они вернулись к традиционным обществам, к характерному для них опыту общественной жизни. Руководители республик вписались в некий медленный ритм развития, поддерживая национально-культурные движения и декларируя свою приверженность национальным ценностям. Лидеры национальных движений культивируют уникальность происхождения того или иного этноса, и создается впечатление, что народы Кавказа не приняли общечеловеческие ценности. Тем самым ставя свои этнические ценности выше общечеловеческих. Итог такой популярной идеологии — мононациональные парламенты и правительства, круговая порука.

В традиционных обществах складывается такая ситуация, что люди ждут от государства чего-то. Мы должны сориентировать всех на то, что человек должен сам себя делать. В этом плане властные структуры должны показывать нам пример, подсказывать нужное направление. Но после 90-х годов властные структуры тоже поддались на такие моменты, что надо создавать «Стыр ныхасы», строить хæдзары. В итоге, огромное количество людей ушли в эту сферу. А что творится в этих хæдзарах — люди там сидят с утра до вечера, пьют, сплетничают. Причем пьют не только мужчины. Раньше считалось из ряда вон выходящим явлением, чтобы женщина употребляла спиртные напитки. Сегодня этим никого не удивишь. И самое ужасное, что общественность подобные явления не осуждает.

— Есть среди наших многочисленных традиций такие, от которых вы рекомендовали бы отказаться?

— Что касается наших современных традиций, то я могу сказать, что мы должны отказаться от тех из них, которые мешают движению вперед. В конце XX века было заседание правительства Японии на очень серьезном уровне, где рассматривался вопрос, от каких традиций народу следует отказаться во имя того, чтобы вписываться в современные глобализационные процессы. В частности, у японцев, как и у кавказцев, такое же коллективное сознание. Если даже в офисе нет работы, японцы ради корпоративных интересов обязаны были сидеть там до конца рабочего дня. Они отказались от этого.

Что касается осетин, то я могу сказать, что у нас есть много таких моментов, где наше коллективное поведение очень сильно мешает продвижению экономики вперед. Наш институт проводил опрос. На вопрос, если сегодня надо пойти зарабатывать деньги, а тут вдруг где-то свадьба или похороны, — куда люди предпочтут отправиться, большая часть опрошенных, разумеется, выбрала второй вариант ответа. Иначе кто-нибудь может подумать что-то плохое.

Если мы возьмем принципы приема на работу в различных организациях, то предпочтение при трудоустройстве отдается представителям любых других национальностей, но только не осетинам. Они слишком часто отпрашиваются на различные традиционные коллективные мероприятия.

Мы категорически не хотим работать. Если так дальше пойдет, то нашему руководству придется обращаться за помощью в соседние республики. На нашем рынке уже на сегодняшний день нет практически ни одного торговца-осетина. Это очень плохо. Если мы перестанем работать, у нас нет будущего. Все должно быть направлено на развитие экономики нашей республики. Чем быстрее мы это осознаем, тем лучше.

Современные глобальные процессы идут. Может, многие вышестоящие заинтересованы в том, чтобы мы оставались традиционным обществом — сказано нам, мы должны именно так и сделать. Мы привыкли жить по понятиям, по традициям, а не по закону. Нам это очень сильно мешает. В довоенное и послевоенное время, если осетин проходил по ингушским улицам, то все вставали, потому что знали, что осетины — самодостаточный народ, достойный уважения.

— Какие традиции можно оставить, исходя из сегодняшних реалий, чтобы мы сохранили собственное «я» и при этом не затерялись в глобальном пространстве?

— Я не могу сказать, что в осетинских традициях есть что-то плохое или хорошее. Они складывались веками. Но возврата к былому уже нет. Мы должны думать о завтрашнем дне. Это и является самым главным. Наши традиции были придуманы достаточно умными людьми, старшими. Старший — это не тот человек, который мог произнести 40 тостов, а тот, который знал, когда надо начать пахать землю, сеять пшеницу, картофель. В каждом ущелье был мудрый человек, который из года в год следил за явлениями природы и четко знал, как надо себя вести в той или иной непредвиденной ситуации.

О возрождении какой бы то ни было традиции мы сейчас не говорим, время само подсказывает, что нужно сохранять, а что — нет. С ростом культуры все ненужное будет уходить в прошлое. Это неизбежно. Самое главное из того, что нам непременно надо сохранить, — это умение достойно вести себя в обществе. Так как умели это делать наши предки.

Вопрос о традициях намного сложней, чем кажется. Мы много говорим о том, что старые традиции надо возрождать, но фактически никакой работы в этом направлении не ведется. Одна пропаганда.

Сохранить нам надо прежде всего свой язык. Он связан с нашими генами, культурой, традициями. Если мы сегодня откажемся от него, то мы затеряемся и не сможем воспринимать адекватно все современные процессы.

— Нередко те или иные традиции трансформируются. На ваш взгляд, это оправданно или их следует сохранять в первозданном виде?

— Время вносит, свои, коррективы, и мы не в состоянии повлиять на это. Идет процесс глобализации. И все, что происходит в цивилизованном мире, отражается на нас. Некоторые очень быстро перенимают идеи вестернизации — западного образа жизни. Но это тоже плохо, если не осознавать, что вестернизация — это еще и великий труд. Кто-то воспитывает трудоголиков, которые с 7 до 22 часов бывают на работе, а мы воспитываем алкоголиков. Раньше человек мог попасть на какое-то застолье раз в месяц, а сейчас практически каждый день — праздник. Самым главным для нас, как и для наших предков, подчеркиваю, должен оставаться великий труд.


Диана Варзиева, газета «Осетия Сегодня», № 14 (169) 23 апреля 2009 г.


Комментарии (0)  |  Добавить комментарий