Северо-Осетинский Центр социальных исследований
Монографии, статьи, проекты, исследования
награды
особое


Общественное мнение о системе высшего образования в республиках Южного федерального округа РФ.
03.04.2009
Дзуцев Хасан Владимирович
Вице-президент РОС по СКФО РФ,
Директор Северо-Осетинского Центра
социальных исследований ИСПИ РАН
доктор социологических наук, профессор


Х. В. Дзуцев

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)
проект №08-00-583а.


Высшее образование во всем мире выполняет две функции. Одна из функций — это, конечно, социализация, которая является основополагающей и имеет два аспекта — культурный и профессиональный. Культурная социализация имеет интегративный характер, то есть приобщение общества к культуре, традициям, языку, истории, литературе и т.д. Профессиональная социализация имеет дифференцирующий характер: распределить в соответствии со способностями по ячейкам общественного разделения труда. Эти функции существуют, они объективны и всегда связаны с уровнем развития общественного разделения труда, а точнее, с уровнем развития технологии производства, потому что все зависит от технологии. Технология производства определяет социальную структуру, соответственно и отношения между элементами социальной структуры. И тут образование не диктует того, каким быть. Здесь диктует производство, в каких специалистах есть необходимость, даже в сфере культуры. Потребности технологии производства диктуют требования к структуре образования, но в последние двадцать лет в РФ появилась другая функция образования — снятие социальной напряженности в виде уменьшения безработицы. Эту функцию стали настолько развивать, что в настоящее время она начала создавать глубокие социальные противоречия.

Сейчас в России происходит процесс объединения университетов, это та же технология, как на Западе: университеты пытаются превратить одновременно и в научные учреждения, которые не работают в прикладной сфере, а занимаются фундаментальными исследованиями. Но здесь результата может и не быть, но все равно надо финансировать, тогда можно привлекать дешевую рабочую силу (студентов, аспирантов), одновременно повышая уровень их подготовки за счет привлечения к участию в научной деятельности. Нигде в мире не существует такой системы высшего образования, которая принята у нас, и такого понятия, как «специалист», нигде нет. Есть понятия «бакалавриат» и «магистратура», причем рассчитанные преимущественно на 6 лет. У нас не было возможности содержать процесс обучения 6 лет, и создали гибрид бакалавриата и магистратуры, назвав выпускника специалистом.

Опыт Запада показывает — при хорошо налаженной кредитной системе проблем с оплатой нет: вузы (Оксфорд), у которых собственный капитал позволяет выдавать кредиты, в т.ч. и беспроцентные. У нас же все вузы существуют только за счет государства, поэтому подобную систему можно применить и у нас. Что касается магистратуры, то это, скорее, направление для тех, кто хочет работать не в узкой специализации, а в широкой. Это менеджмент производственный и финансовый, преподавание, наука, управление. И в каждой отрасли мы можем взять для примера и социологию. Есть виды деятельности, где бакалавриата достаточно. Например, в социологии есть сфера управления сетью: интервьюеры, независимо от уровня образования, — это в первую очередь коммуникабельные люди с широким кругозором, знающие механизм проведения качественного интервью, организации процесса сбора и обработки информации. Потом уже есть специалист, который всю информацию интерпретирует. Аналогичная ситуация и в других сферах деятельности. Какие же ориентации у населения республик о важности, значимости и качестве высшего образования в ЮФО РФ?

С целью поиска ответов на поставленный вопрос Северо-Осетинским центром социальных исследований ИСПИ РАН совместно с отделом социологических исследований и политологического мониторинга Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева и кафедрой социологии, политических и социальных процессов Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова в январе-феврале 2009 года было проведено социологическое исследование по теме: «Общественное мнение о системе высшего образования в республиках Южного федерального округа РФ». Объектом исследования явились национальные республики Северного Кавказа, входящие в Южный федеральный округ Российской Федерации: Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия — Алания и Чеченская Республика. Объем выборки — 2100 человек (по 300 человек из каждой из семи республик) и 35 экспертов (по 5 экспертов с каждой республики ЮФО).

Актуальность проблемы обусловлена высоким уровнем безработицы среди молодых специалистов с высшим образованием. Цель исследования направлена на изучение мнения общества о необходимости получения высшего профессионального образования и его значении в социуме. А также дана оценка возможности получить престижное образование в республиках Южного федерального округа Российской Федерации. Основными задачами исследования являются изучение ценностей граждан, их оценки преимуществ высшего образования, изучение данной проблемы через признаки таких переменных, как национальность, гендерный аспект, возрастной критерий, место жительства и уровень образования.

В настоящее время в системе рособразования насчитывается 380 высших учебных заведений и множество ведомственных вузов, количество которых более 3000. Дают ли они гарантию обеспеченной жизни, места работы или соответствующих для его поиска знаний и навыков, а также насколько важно иметь в настоящее время диплом высшего учебного заведения? Мнение о данных проблемах мы попытались узнать у жителей республик ЮФО РФ.

В ходе исследования мы получили такие данные: во всех республиках самый популярный вариант ответа на вопрос: «В наше время важно иметь высшее образование?» — «безусловно, важно». Практически во всех республиках (кроме Республики Дагестан) он преодолел пятидесятипроцентный барьер. Остальные варианты («скорее, важно», «скорее, неважно», «безусловно, неважно») получили меньшее предпочтение.

Как Вы считаете, в наше время важно иметь высшее образование? (%)

Код ответа Варианты ответа РА КБР КЧР
адыгейцы русские и русскоязычные кабардинцы, балкарцы русские и русскоязычные карачаевцы, черкесы русские и русскоязычные
1 безусловно, важно 60,0 62,0 58,1 45,2 64,9 45,3
2 скорее, важно 23,5 23,0 23,3 29,4 13,5 31,6
3 скорее, неважно 11,8 9,4 10,5 9,5 16,2 14,7
4 безусловно, неважно 2,4 4,7 1,7 0,8 2,7 4,2
5 затрудняюсь ответить 2,4 0,9 6,4 15,1 2,7 4,2

Код ответа РД РИ РСО-А ЧР
народы Дагестана русские и русскоязычные ингуши русские и русскоязычные осетины русские и русскоязычные чеченцы русские и русскоязычные
1 48,2 36,0 61,6 61,1 70,2 67,8 66,7 75,3
2 18,5 33,1 25,0 16,7 16,7 18,4 22,4 18,5
3 17,3 14,5 9,8 16,7 6,0 11,5 7,3 -
4 3,6 3,5 3,6 5,6 4,2 2,3 1,6 4,9
5 12,5 12,8 - - 2,8 - 2,1 1,2

Высшее образование однозначно важно для 61,6 % ингушей и респондентов русской и русскоязычных национальностей 61,1 % РИ, 66,7 % чеченцев и 75,3 % русских и русскоязычных (70,3 % мужчин и 79,5 % женщин) ЧР, 70,2 % осетин и 67,8 % русских и русскоязычных РСО-А, 60,0 % адыгейцев и 62,0 % русских и русскоязычных РА, 48,2 % дагестанцев и 36,0 % русских и русскоязычных РД, 58,1 % респондентов кабардинской и балкарской и 45,2 % русской и русскоязычной КБР, 64,9 % респондентов карачаевской и черкесской и 45,3 % русской и русскоязычной национальностей КЧР. Эти респонденты отметили вариант ответа «безусловно, важно».

Вариант «скорее, важно» отметили 25,0 % ингушей и 16,7 % русских и русскоязычных РИ, 22,4 % чеченцев и 18,5 % русских и русскоязычных ЧР, 16,7 % осетин и 18,4 % русских и русскоязычных РСО-А, 23,5 % адыгейцев и 23,0 % русских и русскоязычных РА, 18,5 % респондентов дагестанской и 33,1 % русской и русскоязычной национальностей РД, 58,1 % респондентов кабардинской и балкарской и 45,2 % русской и русскоязычной КБР, 13,5 % карачаевцев и черкесов и 31,6 % русских и русскоязычных национальностей КЧР.

Не столь важно высшее образование для 9,8 % ингушей и 16,7 % русских и русскоязычных РИ, 7,3 % чеченцев ЧР, 6,0 % осетин и 11,5 % русских и русскоязычных РСО-А, 11,8 % респондентов адыгейской и 9,4 % русской и русскоязычной национальностей РА, 17,3 % дагестанцев и 14,5 % русских и русскоязычных РД, 23,3 % кабардинцев и балкарцев и 29,4 % русских и русскоязычных КБР, 16,2 % карачаевцев и черкесов и 14,7 % русских и русскоязычных национальностей КЧР.

Вариант «безусловно, неважно» отметили 1,6 % чеченцев и 4,9 % русских и русскоязычных ЧР, 4,2 % осетин и 2,3 % русских и русскоязычных РСО-А, 2,4 % адыгейцев и 4,7 % русских и русскоязычных РА, 3,6 % дагестанцев и 3,5 % русских и русскоязычных РД, 1,7 % ответивших кабардинской и балкарской и 0,8 % русской и русскоязычной национальностей КБР, 2,7 % респондентов карачаевской и черкесской и 4,2 % русской и русскоязычной национальностей.

Затруднились ответить лишь небольшие группы респондентов — 2,1 % чеченцев и 1,2 % русских и русскоязычных из ЧР, 2,8 % осетин РСО-А, 12,5 % дагестанцев и других народов Дагестана, 2,4 % адыгейцев и 0,9 % русских и русскоязычных РА, 6,4 % кабардинцев и балкарцев и 15,1 % русских и русскоязычных национальностей КЧР.

Как видим, подавляющее большинство опрошенных считают, что высшее образование в современных условиях имеет очень важное значение, что в первую очередь связано, скорее всего, с материальным положением социума, так как позволяет обеспечить образование ребенку, и данное явление стало массовым. К сожалению, уровень культуры обывателя пока на низком уровне, и нет сигналов со стороны общества и системы высшего образования, чтобы они готовили специалистов для современной рыночной экономики.

В российском обществе нет понимания социальной функции образования. Есть формальное восприятие ценностей образования, и каждый хочет дать лучшее образование своему ребенку. Но рост числа людей с высшим образованием не дает соответствующего роста среднего класса в ЮФО РФ; идет пополнение числа безработных с дипломом о высшем образовании. Во всем мире существует закономерность: чем больше людей с высшим образованием, тем больше людей из среднего класса. Раз идет рост числа этой социальной прослойки, значит, усиливается и фундамент демократической системы управления обществом, в России же все наоборот.

Образование в западных странах дает возможность карьерного роста. И личность может реализовать себя благодаря тому что получила профессиональную подготовку в системе высшего учебного заведения. Однако в обычном сознании этого понимания у наших молодых людей, являющихся студентами, нет. Только 10 % из академической группы это осознают, у остальной части студенчества это «механическое» присутствие в вузе, чтобы получить диплом, а карьеру можно построить за счет личных связей, коррупционных сделок, купив должность, место. Человек понимает, что, если у него нет соответствующего социального капитала, ему будет сложно.

В таблице ниже представлены данные по рассматриваемому вопросу относительно гендерного аспекта. В целом женщины больше уверены, что в наше время важно иметь высшее образование. Так, вариант «безусловно, важно» отметили 69,6 % женщин адыгейской национальности РА, 66,7 % русских и русскоязычных женщин из РИ, 54,1 % дагестанок и т.д.

Как Вы считаете, в наше время важно иметь высшее образование?
(Установки респондентов в зависимости от пола, в %)

Код ответа Варианты ответа РА КБР КЧР
адыгейцы русские и русскоязычные кабардинцы, балкарцы русские и русскоязычные карачаевцы, черкесы русские и русскоязычные
муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен.
1 безусловно, важно 48,7 69,6 57,0 65,8 55,7 59,3 32,1 55,2 55,9 72,5 39,4 48,4
2 скорее, важно 30,8 17,4 25,8 20,8 25,3 22,0 33,9 26,9 20,6 7,5 42,4 25,8
3 скорее, неважно 15,4 8,7 12,9 6,7 10,1 11,0 16,1 4,5 17,6 15,0 18,2 12,9
4 безусловно, неважно 5,1 0,0 4,3 5,0 0,0 3,3 1,8 0,0 2,9 2,5 0,0 6,5
5 затрудняюсь ответить 0,0 4,3 0,0 1,7 8,9 4,4 16,1 13,4 2,9 2,5 0,0 6,5

Код ответа РД РИ РСО-А ЧР
народы Дагестана русские и русскоязычные ингуши русские и русскоязычные осетины русские и русскоязычные чеченцы русские и русскоязычные
муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен.
1 42,7 54,1 23,4 46,3 62,1 61,1 55,6 66,7 75,5 66,1 72,2 64,7 67,8 65,7 70,3 79,5
2 17,1 20,0 37,7 29,5 25,9 24,1 22,2 11,1 18,1 15,7 13,9 21,6 18,9 25,5 18,9 18,2
3 22,0 12,9 22,1 8,4 6,9 13,0 22,2 11,1 2,1 9,1 13,9 9,8 8,9 5,9 0,0 0,0
4 2,4 3,5 5,2 2,1 5,2 1,9 0,0 11,1 2,1 5,8 0,0 3,9 2,2 1,0 8,1 2,3
5 15,9 9,4 11,7 13,7 0,0 0,0 0,0 0,0 2,1 3,3 0,0 0,0 2,2 2,0 2,7 0,0

Вариант «скорее, неважно» чаще отмечали мужчины — 15,4 % адыгейцев и 12,9 % русских и русскоязычных мужчин из РА, 13,9 % осетин-мужчин, 16,1 % русских и русскоязычных мужчин из КЧР.

Таким образом, мужская часть опрошенных чаще отмечала отрицательные варианты, нежели женская половина.

В целом как мужчины, так и женщины понимают важность получения высшего образования, катализатора развития общества, что свидетельствует о необходимости модернизации системы высшего образования, которая назрела давно. Скорее всего, проблема заключается в том, какую стратегию модернизации высшего образования и образования в целом мы избрали и каковы основные ориентиры в обществе. Мы делаем акцент на подготовку фундаментально образованного специалиста и обучение студента необходимым навыкам и умениям, где знания отходят на третий план в триаде «знания — навыки — умения».

Респонденты считают, что весь познавательный процесс должен служить совершенствованию практики, деятельности людей в материальном производстве. При этом жизнь убеждает, что практическая значимость образования тем сильнее проявляет себя, чем больше отталкивается от теоретических изысканий, питается научными открытиями. Знания, умения, навыки должны выступать в тесном единстве.

По мнению экспертов, система образования должна вплетаться в социальную ткань общества. Если подготовка специалистов идет в разрыве от экономической модернизации страны, то данная структура работает вхолостую. Если университет не готовит учителей для школ, а «штампует» стоматологов, фармацевтов, а сельскохозяйственный институт готовит юристов, то прорыв в области образования и сельском хозяйстве не происходит. Вузы страдают, потому что нет идеологии в подготовке будущих специалистов. Характерная черта рыночной экономики — страсть к наживе. Если студент осознает, что путь к богатству лежит через получение хорошей профессиональной подготовки, то государство получит хороших специалистов, а экономическая ситуация через такой личный интерес молодого человека будет улучшаться в стране в целом и регионах в частности. «Хочешь стать валютным миллионером — работай над собой и стань хорошим профессионалом!»

Разграничения возрастных категорий у респондентов по данному вопросу не совсем соотносительны.

Как Вы считаете, в наше время важно иметь высшее образование?
(Установки респондентов в зависимости от возраста, в %)

Код ответа Варианты ответа РА КБР КЧР
адыгейцы русские и русскоязычные кабардинцы, балкарцы русские и русскоязычные карачаевцы, черкесы русские и русскоязычные
до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет
1 безусловно, важно 67,9 56,1 56,5 63,5 67,1 52,0 58,1 41,1 64,2 66,7 58,6 39,4
2 скорее, важно 21,4 24,6 32,6 20,4 14,3 29,4 25,8 30,5 13,2 14,3 20,7 36,4
3 скорее, неважно 7,1 14,0 8,7 9,6 10,0 10,8 6,5 10,5 17,0 14,3 13,8 15,2
4 безусловно, неважно 3,6 1,8 0,0 6,0 1,4 2,0 0,0 1,1 1,9 4,8 3,4 4,5
5 затрудняюсь ответить 0,0 3,5 2,2 0,6 7,1 5,9 9,7 16,8 3,8 0,0 3,4 4,5

Код ответа РД РИ РСО-А ЧР
народы Дагестана русские и русскоязычные ингуши русские и русскоязычные осетины русские и русскоязычные чеченцы русские и русскоязычные
до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет
1 59,4 40,4 36,4 36,0 65,4 58,3 42,9 72,7 81,4 60,2 73,3 64,9 75,0 62,1 79,3 73,1
2 14,5 21,2 27,3 34,0 23,1 26,7 42,9 0,0 13,7 19,5 16,7 19,3 22,1 22,6 13,8 21,2
3 18,8 16,2 22,7 13,3 9,6 10,0 14,3 18,2 2,9 8,8 6,7 14,0 1,5 10,5 0,0 0,0
4 1,4 5,1 9,1 2,7 1,9 5,0 0,0 9,1 1,0 7,1 3,3 1,8 1,5 1,6 3,4 5,8
5 5,8 17,2 4,5 14,0 0,0 0,0 0,0 0,0 1,0 4,4 0,0 0,0 0,0 3,2 3,4 0,0

Расхождений много — в отношении первого варианта ответа («безусловно, важно») в КБР среди кабардинцев и балкарцев разница в ответе 15,1 % в пользу младшего поколения, а в РСО-А среди осетин — 21,2 %, среди русских и русскоязычных РИ разница подобная — 29,8 %, но уже в пользу респондентов старше 35 лет.

Потребность получения высшего образования у молодых людей, как показывают материалы опроса, очень велика. Как считают эксперты, чтобы молодое поколение не давило на старшее, надо находить иные взаимоотношения и в сфере труда, и в сфере государственных отношений, ибо ротация задерживается, начинаются задержки и в системе образования. Это было явно в советское время: когда произошла демографическая яма, оканчивали 7 классов, во времена демографического взрыва — 11 классов. В Канаде 13 лет задерживают, ведь, если профессиональная ротация не происходит, неизбежны безработица, столкновения. Пацифистские настроения молодого поколения велики. И один из основных политических конфликтов и у нас, и в США — это конфликт между молодым и старшим поколениями. Видимо, это станет противоречием будущего, и придется искать решение этой проблемы, потому что специфика феодализма — это геронтологическое управление, старшее поколение диктует во всем абсолютно. Надо найти какой-то эквивалент, равенство, чтобы все заняли свои места, и не было этого трения. Если существует такая высокая степень ориентации молодежи на получение высшего образования, проблему образования надо пересмотреть, иначе оно перестанет выполнять свою функцию. Должен быть примерно одинаковый уровень учащихся, чтобы имелась соревновательность. И эта проблема касается не только граждан РФ, но и Запада.

Несмотря на важность получения высшего образования, у нас нет взаимосвязи между образованием и возможностью сделать карьеру, к сожалению. Хотя в России уже появляются компании, которые берут на работу выпускников престижных вузов. В Санкт-Петербурге, Москве и других крупных городах у людей, имеющих хорошее образование, есть хорошие шансы при трудоустройстве, но эта тенденция пока не распространяется на провинцию, в т.ч. и на Юге России.

Практика показывает, что высшее образование девальвировано, без него люди порой живут лучше, чем те, кто его имеет.

С 1990 года в республиках ЮФО произошел стремительный рост численности вузов, несмотря на отсутствие квалифицированного профессорско-преподавательского состава, необходимой материально-технической базы и библиотечного фонда, что было порождено отсутствием реального контроля со стороны Министерства образования РФ, в итоге страдает та часть молодых людей, которые действительно хотят получить профессиональное образование.

По мнению экспертов, вузы в республиках ЮФО не дают качественное образование, вследствие чего молодые люди вынуждены покидать привычную для них социальную среду, потому что в центре больше возможностей для получения хорошего образования и карьерного роста, чем в регионах; хотя все мы живем в Российской Федерации, но культурного и экономического сближения пока нет. Среднемесячная зарплата в Москве в августе 2008 года составил 35 737 рублей, в РСО-А — 8 000 рублей. Такая же ситуация в других республиках ЮФО РФ. См. подробнее: «Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России». Ростов-на-Дону, 2007, с.71-80.

Очень интересная тенденция обнаружилась, когда мы рассмотрели результаты деления респондентов в зависимости от их образования. Оказалось, что те респонденты, которые получили высшее образования, больше верят в свои силы. А выпускники средних учебных заведений в меньшей мере верят в диплом о высшем образовании. Например, в Республике Дагестан представители русской и русскоязычной национальностей дали такие ответы: всего 28,4 % респондентов со средним образованием отметили вариант «безусловно, важно», тогда как их мнение разделяют намного больше респондентов с высшим образованием — 50,9 %.

Как Вы считаете, в наше время важно иметь высшее образование?
(Установки респондентов в зависимости от образования, в %)

Код ответа Варианты ответа РА КБР КЧР
адыгейцы русские и русскоязычные кабардинцы, балкарцы русские и русскоязычные карачаевцы, черкесы русские и русскоязычные
ср.спец. и ниже н/в, высшее ср.спец. и ниже н/в, высшее ср.спец. и ниже н/в, высшее ср.спец. и ниже н/в, высшее ср.спец. и ниже н/в, высшее ср.спец. и ниже н/в, высшее
1 безусловно, важно 54,5 69,0 59,0 71,7 48,6 52,9 30,6 54,7 52,6 69,1 45,8 44,1
2 скорее, важно 25,5 20,7 25,6 15,1 31,4 27,5 30,6 32,1 26,3 9,1 28,8 35,3
3 скорее, неважно 14,5 6,9 9,6 9,4 11,4 15,7 16,3 1,9 15,8 16,4 15,3 14,7
4 безусловно, неважно 3,6 0,0 4,5 3,8 0,0 2,0 0,0 1,9 5,3 1,8 5,1 2,9
5 затрудняюсь ответить 1,8 3,4 1,3 0,0 8,6 2,0 22,4 9,4 0,0 3,6 5,1 2,9

Код ответа РД РИ РСО-А ЧР
народы Дагестана русские и русскоязычные ингуши русские и русскоязычные осетины русские и русскоязычные чеченцы русские и русскоязычные
ср.спец. и ниже н/в, высшее ср.спец. и ниже н/в, высшее ср.спец. и ниже н/в, высшее ср.спец. и ниже н/в, высшее ср.спец. и ниже н/в, высшее ср.спец. и ниже н/в, высшее ср.спец. и ниже н/в, высшее ср.спец. и ниже н/в, высшее
1 45,5 52,2 28,4 50,9 69,4 52,3 50,0 66,7 66,7 71,9 63,6 70,4 64,8 72,6 77,6 72,7
2 18,2 19,4 31,0 38,2 21,0 29,5 12,5 22,2 15,6 18,2 21,2 16,7 25,0 16,1 15,5 27,3
3 18,2 16,4 17,2 9,1 6,5 13,6 25,0 11,1 8,9 4,1 15,2 9,3 6,3 8,1 0,0 0,0
4 3,0 4,5 4,3 1,8 3,2 4,5 12,5 0,0 4,4 4,1 0,0 3,7 1,6 1,6 6,9 0,0
5 15,2 7,5 19,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 4,4 1,7 0,0 0,0 2,3 1,6 0,0 0,0

Как видно, большая часть респондентов с неоконченным высшим и высшим образованием считают важным иметь высшее образование. Учитывая, что на Северном Кавказе образованный человек всегда котируется очень высоко, это привело к тому, что, помимо государственных, появились филиалы столичных вузов в ЮФО, которые зачастую не выявляли необходимость их открытия в регионах. В итоге получение диплома о высшем образовании стало доступным практически каждому, а общество фактически заполняется функционально неграмотными людьми. Произошла потеря понимания социальных функций человека с высшим образованием и их ценностей. При переходе к рыночной экономике многие вопросы подготовки кадров государственными органами РФ были отодвинуты на второй план и лишь декларировались. В итоге произошло перепроизводство людей с высшим образованием, особенно в гуманитарной сфере.

Исследования показали, что жители сел больше верят в важность диплома о высшем образовании. В качестве примера можно привести данные опроса в Кабардино-Балкарской Республике — всего 40,2 % русских и русскоязычных, проживающих в городе, и 60,7 % той же национальности, но из сел. То же самое в Республике Ингушетия среди русских и русскоязычных, но разница уже побольше — 50,0 % городских жителей и 83,3 % сельских.

Как Вы считаете, в наше время важно иметь высшее образование?
(Установки респондентов в зависимости от населенного пункта, в %)

Код ответа Варианты ответа РА КБР КЧР
адыгейцы русские и русскоязычные кабардинцы, балкарцы русские и русскоязычные карачаевцы, черкесы русские и русскоязычные
город село город село город село город село город село город село
1 безусловно, важно 58,8 60,8 57,9 66,7 57,1 58,4 40,2 60,7 71,4 56,3 41,4 51,4
2 скорее, важно 32,4 17,6 26,3 19,2 21,4 24,8 32,0 21,4 11,9 15,6 36,2 24,3
3 скорее, неважно 2,9 17,6 9,6 9,1 14,3 7,9 10,3 7,1 9,5 25,0 13,8 16,2
4 безусловно, неважно 0,0 3,9 4,4 5,1 1,4 2,0 1,0 0,0 2,4 3,1 5,2 2,7
5 затрудняюсь ответить 5,9 0,0 1,8 0,0 5,7 6,9 16,5 10,7 4,8 0,0 3,4 5,4

Код ответа РД РИ РСО-А ЧР
народы Дагестана русские и русскоязычные ингуши русские и русскоязычные осетины русские и русскоязычные чеченцы русские и русскоязычные
город село город село город село город село город село город село город село город село
1 52,5 44,3 48,4 22,2 60,6 63,4 50,0 83,3 69,2 71,4 67,1 70,6 63,6 69,2 68,8 76,9
2 18,8 18,2 35,2 30,9 26,8 22,0 25,0 0,0 17,1 16,3 20,0 11,8 21,6 23,1 18,8 18,5
3 16,3 18,2 8,8 21,0 9,9 9,8 16,7 16,7 5,1 7,1 11,4 11,8 10,2 4,8 0,0 0,0
4 3,8 3,4 2,2 4,9 2,8 4,9 8,3 0,0 6,0 2,0 1,4 5,9 2,3 1,0 6,3 4,6
5 8,8 15,9 5,5 21,0 0,0 0,0 0,0 0,0 2,6 3,1 0,0 0,0 2,3 1,9 6,3 0,0

В Республике Дагестан, наоборот, городские жители и той, и другой национальностей отмечали данный вариант в большей мере (52,5 % дагестанцев и 44,3 % русских и русскоязычных), чем жители сел (48,4 % дагестанцев и 22,2 % русских и русскоязычных). Что касается остальных вариантов ответов, то они не характеризуются какими-либо особенными тенденциями.

Таким образом, данные вышеописанных таблиц свидетельствуют об уверенности населения в необходимости высшего образования у каждого гражданина во всех рассмотренных республиках ЮФО РФ. Основной причиной этого экспертами было названо: большие возможности в карьере при наличии диплома о высшем образовании.

Также эксперты уверены, что быть специалистом в любой области невозможно без высшего качественного образования. Что такое образование? Критерием образования является документ, который ты получаешь. Но в XIX веке писатели, мыслители применяли другой термин — просвещенность. Образованность не включает критерия нравственного, а просвещенность включает и эти критерии. Поэтому образованный человек, который показывает диплом, может быть непросвещенным. Найти грамотного, толкового юриста очень трудно. В РСО-А двенадцать юридических факультетов, но существует большая нехватка профессиональных юристов. Сотни людей проходят практику, а выделить можно лишь нескольких человек. То, что сегодня таксисты массово за деньги оканчивают юридические и экономические факультеты, тоже станет никому не нужно. При изменении всей нашей системы общественного развития, включая образование, все это будет объективно вытесняться.

По результатам проведенного опроса мы можем оценить, насколько важным респонденты считают наличие высшего образования. А насколько реально получить его в республиках Южного федерального округа? Насколько многообещающи вузы республик? Об ответах на эти вопросы можно судить по данным нашего исследования: в основном положительных ответов дали больше, нежели отрицательных.

В республике можно получить хорошее высшее образование?

Код ответа Варианты ответа РА КБР КЧР
адыгейцы русские и русскоязычные кабардинцы, балкарцы русские и русскоязычные карачаевцы, черкесы русские и русскоязычные
1 безусловно, можно 47,1 25,8 24,9 19,8 39,2 31,6
2 скорее, можно 35,3 38,0 38,7 34,9 36,5 34,7
3 скорее, нельзя 9,4 22,1 22,0 27,8 13,5 17,9
4 безусловно, нельзя 5,9 8,9 6,9 2,4 4,1 9,5
5 затрудняюсь ответить 2,4 5,2 7,5 15,1 6,8 6,3

Код ответа РД РИ РСО-А ЧР
народы Дагестана русские и русскоязычные ингуши русские и русскоязычные осетины русские и русскоязычные чеченцы русские и русскоязычные
1 16,2 8,8 33,9 33,3 35,8 20,7 27,6 17,5
2 24,6 20,0 30,3 22,2 28,4 31,0 38,0 22,5
3 21,6 22,4 22,9 22,2 22,8 31,0 21,9 41,3
4 14,4 12,4 10,1 16,7 6,5 12,6 6,3 11,3
5 23,4 36,5 2,8 5,6 6,5 4,6 6,3 7,5

Вариант ответа «безусловно, можно» выделили 24,9 % кабардинцев и балкарцев и 19,6 % русских и русскоязычных. 38,7 % респондентов кабардинской и балкарской и 34,9 % русской и русскоязычной национальностей КБР, 39,2 % карачаевцев и черкесов и 31,6 % русских и русскоязычных КЧР, 35,8 % осетин и 20,7 % русских и русскоязычных КЧР, 47,1 % адыгейцев и 25,8 % русских и русскоязычных РА, 16,2 % дагестанцев и 8,8 % русских и русскоязычных РД, 33,9 % ингушей и 33,3 % русских и русскоязычных РИ, 27,6 % чеченцев и 17,5 % русских и русскоязычных национальностей ЧР.

Вариант «скорее, можно» отметили 24,6 % дагестанцев и 20,0 % русских и русскоязычных РД, 22,0 % кабардинцев и балкарцев и 27,8 % русских и русскоязычных КБР, 36,5 % карачаевцев и балкарцев и 34,7 % русских и русскоязычных КЧР, 28,4 % осетин и 31,0 % русских и русскоязычных РСО-А, 35,3 % адыгейцев и 38,0 % русских и русскоязычных РА, 38,0 % чеченцев и 17,5 % русских и русскоязычных ЧР, 30,3 % ингушей и 22,2 % русских и русскоязычных национальностей РИ.

Вариант «скорее, нельзя» отметили 13,5 % карачаевцев и балкарцев и 17,9 % русских и русскоязычных КЧР, 22,8 % осетин и 31,0 % русских и русскоязычных РСО-А, 9,4 % адыгейцев и 22,1 % русских и русскоязычных РА, 17,5 % чеченцев и 41,3 % русских и русскоязычных ЧР, 22,9 % ингушей и 22,2 % русских и русскоязычных национальностей РИ.

Вариант «безусловно, нельзя» отметили 6,9 % кабардинцев и балкарцев и 2,4 % русских и русскоязычных КБР, 21,6 % представителей народов Дагестана и 22,4 % русских и русскоязычных РД, 4,1 % респондентов карачаевской и черкесской и 9,5 % русской и русскоязычной национальностей КЧР, 6,5 % осетин и 12,6 % русских и русскоязычных РСО-А, 5,9 % адыгейцев и 8,9 % русских и русскоязычных РА, 14,4 % дагестанцев и 12,4 % русских и русскоязычных РД, 6,3 % чеченцев и 11,3 % русских и русскоязычных ЧР, 10,1 % ингушей и 16,7 % русских и русскоязычных национальностей РИ.

Затруднились ответить 7,5 % респондентов кабардинской и балкарской и 15,1 % русской и русскоязычной национальностей КБР, 6,8 % карачаевцев и балкарцев и 6,3 % русских и русскоязычной национальности КЧР, 6,5 % осетин и 4,6 % русских и русскоязычных РСО-А, 36,5 % русских и русскоязычных и 23,4 % дагестанцев РД, 2,4 % ингушей и 5,6 % русских и русскоязычных РИ.

Как видно по первой позиции «безусловно, можно получить хорошее образование», оценочные суждения респондентов достаточно низкие. По-видимому, это можно объяснить тем, что понятию «человек с высшим образованием» в новейшей истории РФ нанесен тяжелейший удар. Если государство не вернет престиж человека с высшим образованием, как это было во времена СССР, нас ожидает культурный вакуум, т.е. пустое пространство, заполняемое чем-то другим, возврат к былому, к архаике, потере нравственных ценностей и т.д. у нас. В обществе пока нет понимания того, что будущий глобальный мир будет определять научно-технический прогресс, в т.ч. и существование государств мира. А политическая система РФ еще не осознала этот аспект, что наносит серьезный урон ее будущему существованию как суверенному государству. Важность науки признается Правительством РФ формально, а в реальности решение проблемы откладывается, и происходит это на фоне расширения чиновничьего аппарата, доводя его до максимальных пределов (12 % от общей численности населения РФ). (В обществе складывается такое мнение, что наращивание численности чиновников в РФ происходит по причине расширения электората, поддерживающего руководство страны.)

При анализе материалов исследования через призму гендерного аспекта картина практически не меняется.

Среди мужчин вариант «безусловно, можно» отметили 44,1 % карачаевцев и черкесов КЧР, 32,2 % чеченцев ЧР, 38,3 % осетин РСО-А, 29,0 % русских и русскоязычных РА, 27,5 % кабардинцев и балкарцев, а также 23,2 % русских и русскоязычных КБР.

В республике можно получить хорошее высшее образование?
(Установки респондентов в зависимости от пола, в %)

Код ответа Варианты ответа РА КБР КЧР
адыгейцы русские и русскоязычные кабардинцы, балкарцы русские и русскоязычные карачаевцы, черкесы русские и русскоязычные
муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен.
1 безусловно, можно 46,2 47,8 29,0 23,3 27,5 23,1 23,2 17,9 44,1 35,0 24,2 35,5
2 скорее, можно 33,3 37,0 37,6 38,3 32,5 42,9 30,4 38,8 32,4 40,0 45,5 29,0
3 скорее, нельзя 10,3 8,7 20,4 23,3 21,3 23,1 26,8 28,4 11,8 15,0 21,2 16,1
4 безусловно, нельзя 7,7 4,3 7,5 10,0 7,5 6,6 3,6 1,5 2,9 5,0 6,1 11,3
5 затрудняюсь ответить 2,6 2,2 5,4 5,0 11,3 4,4 16,1 13,4 8,8 5,0 3,0 8,1

Код ответа РД РИ РСО-А ЧР
народы Дагестана русские и русскоязычные ингуши русские и русскоязычные осетины русские и русскоязычные чеченцы русские и русскоязычные
муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен.
1 14,8 17,6 5,3 11,6 30,9 37,0 22,2 44,4 38,3 33,9 25,0 17,6 32,2 23,5 19,4 15,9
2 24,7 24,7 20,0 20,0 30,9 29,6 22,2 22,2 22,3 33,1 22,2 37,3 31,1 44,1 16,7 27,3
3 23,5 20,0 22,7 22,1 23,6 22,2 33,3 11,1 24,5 21,5 33,3 29,4 21,1 22,5 44,4 38,6
4 12,3 16,5 8,0 15,8 10,9 9,3 22,2 11,1 6,4 6,6 13,9 11,8 6,7 5,9 13,9 9,1
5 24,7 21,2 44,0 30,5 3,6 1,9 0,0 11,1 8,5 5,0 5,6 3,9 8,9 3,9 5,6 9,1

Можно заметить, что женщины чаще отмечали вариант «скорее, можно»: в РА — 37,0 % респондентов адыгейской и 38,3 % русской и русскоязычной национальностей, 44,1 % чеченок ЧР, 40,0 % женщин карачаевской и черкесской и 29,0 % русской и русскоязычной национальностей из КЧР и т.д.

Если в первом вопросе было высокое понимание важности получения высшего образования, то здесь, говоря о качестве получаемого высшего образования, больше пессимистов. Есть сомнение в том, соответствуют ли дипломы действительному профессионализму выпускников вузов. Ни для кого не секрет, что диплом можно продать и купить. Еще страшнее, что с этими дипломами потом работают. Как видим, количество не всегда соответствует качеству.

Тенденции распределения вариантов ответов среди респондентов, разделенных на две возрастные категории, неоднозначны.

В республике можно получить хорошее высшее образование?
(Установки респондентов в зависимости от возраста, в %)

Код ответа Варианты ответа РА КБР КЧР
адыгейцы русские и русскоязычные кабардинцы, балкарцы русские и русскоязычные карачаевцы, черкесы русские и русскоязычные
до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет
1 безусловно, можно 46,4 47,4 28,3 25,1 28,2 22,5 29,0 16,8 41,5 33,3 27,6 33,3
2 скорее, можно 39,3 33,3 39,1 37,7 33,8 42,2 35,5 34,7 32,1 47,6 41,4 31,8
3 скорее, нельзя 10,7 8,8 23,9 21,6 21,1 22,5 19,4 30,5 15,1 9,5 13,8 19,7
4 безусловно, нельзя 3,6 7,0 8,7 9,0 8,5 5,9 0,0 3,2 3,8 4,8 10,3 9,1
5 затрудняюсь ответить 0,0 3,5 0,0 6,6 8,5 6,9 16,1 14,7 7,5 4,8 6,9 6,1

Код ответа РД РИ РСО-А ЧР
народы Дагестана русские и русскоязычные ингуши русские и русскоязычные осетины русские и русскоязычные чеченцы русские и русскоязычные
до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет
1 21,7 12,2 4,5 9,5 34,6 33,3 28,6 36,4 35,3 36,3 23,3 19,3 32,4 25,0 10,7 21,2
2 29,0 21,4 27,3 18,9 26,9 33,3 14,3 27,3 32,4 24,8 36,7 28,1 44,1 34,7 28,6 19,2
3 23,2 20,4 27,3 21,6 28,8 17,5 28,6 18,2 21,6 23,9 30,0 31,6 14,7 25,8 39,3 42,3
4 14,5 14,3 9,1 12,8 7,7 12,3 28,6 9,1 5,9 7,1 10,0 14,0 4,4 7,3 17,9 7,7
5 11,6 31,6 31,8 37,2 1,9 3,5 0,0 9,1 4,9 8,0 0,0 7,0 4,4 7,3 3,6 9,6

В целом вариант «безусловно, можно» чаще отмечался среди респондентов младше 35 лет (28,3 % русских и русскоязычных в Адыгее, 28,2 % кабардинцев и балкарцев и 29,0 % русских и русскоязычных КБР, 41,5 % карачаевцев и черкесов КЧР, 21,7 % представителей народов Дагестана и т.д.).

К системе высшего образования у респондентов республик ЮФО РФ больше претензий, особенно явственно они проявляются у молодых людей. «Компьютерное» поколение очень талантливо. Компьютер дал возможность мыслить самостоятельно: то, чего не хватает у нас директивному образованию. Научили считать и читать — инструмент есть, дальше он должен сам работать, а преподаватель — быть авторитетным консультантом, уметь направлять, координировать. Респонденты считают, что с усилением индивидуализации сознания, увеличением степени свободы личности студента уже многие идеологические вещи не нужны. Они уже начинают мыслить в большей степени рационально, их к этому приучает компьютер, поэтому улучшение становится конкретным, и людям эта идеология начинает мешать. Им надо говорить прямо, и эти идеологемы надо уже из языка выбрасывать. По мнению экспертов, старшее поколение к этому взаимоотношению населения и государства привыкло. А молодое привыкло общаться с компьютером, получать прямые ответы на прямые вопросы. И государство не успевает изменяться так быстро и подключает государственные социальные институты, в том числе и образование. Материалы опроса могут нас склонить к позитивной оценке, но в то же время сигнализируют о том, что кризис образования неминуем и может привести к ликвидации вузов. По большому счету, они уже сейчас не нужны. Запад знает, почему он вводит дистанционное образование: потому что современная система образования осталась лет на 600 позади. В вуз приходили, как в «храм науки», садились за парты и слушали одного профессора, «толкователя талмуда». То есть это хождение виртуальное, оно, конечно, человеку что-то даст, но эти 23 человека (группа студентов) настолько талантливы, что им тем более не нужно это все. Эксперты считают, что сейчас на компьютерах отрабатывается система самообразования, дистанционная, более эффективная. И тогда вузы фактически не нужны, потому что тогда в маленьком офисе можно сделать огромнейший вуз по разным направлениям. Тут диски, учебники, которые можно посылать через Интернет, можно тиражировать и потом два раза в году приезжать на консультации, сдавать зачеты. Конечно, для этого нужно, чтобы образование было осознанным, чтобы туда шли не для статуса, а для получения определенных профессиональных знаний. Рано или поздно все мировое образование придет к этому, ведь оно движется к кризису в этом отношении. Эксперты уверены: система ломается, то философское сознание, идеологическое сознание, которое характерно для старшего поколения и которое тянется еще из феодальной структуры (наше государство во многом похоже на феодальную структуру по отношениям), начинает приходить в противоречие с образом мышления технократического общества, это новая цивилизация, в которую интенсивно входит молодое поколение.

Материалы исследования показывают, что респонденты, имеющие высшее или неоконченное высшее образование, по данному вопросу больше склоняются к положительным ответам. Неудивительно, ведь они могут привести пример из собственного опыта. Среди адыгейцев вариант «безусловно, можно» отметили 45,5 % респондентов со средним и 51,7 % респондентов с высшим образованием, среди русских и русскоязычных КБР таковых 12,2 % респондентов со средним и 30,2 % с высшим образованием. Вариант «скорее, можно» отметили 62,9 % респондентов со средним и 37,3 % с высшим образованием среди кабардинцев и балкарцев КБР. В РД в основном со средним образованием затруднялись ответить (35,7 % дагестанцев и 51,8 % русских и русскоязычных).

В ответах респондентов различного уровня образования первый вариант ответа «безусловно, можно получить хорошее высшее образование» в РА не набирает и 50 %. И респонденты, и эксперты склоняются к идее, что образование в нашей стране сейчас одно из худших в мире. Не потому, что нет потенциала.

В республике можно получить хорошее высшее образование?
(Установки респондентов в зависимости от образования, в %)

Код ответа Варианты ответа РА КБР КЧР
адыгейцы русские и русскоязычные кабардинцы, балкарцы русские и русскоязычные карачаевцы, черкесы русские и русскоязычные
ср.спец. и ниже н/в, высшее ср.спец. и ниже н/в, высшее ср.спец. и ниже н/в, высшее ср.спец. и ниже н/в, высшее ср.спец. и ниже н/в, высшее ср.спец. и ниже н/в, высшее
1 безусловно, можно 45,5 51,7 27,6 20,8 5,7 35,3 12,2 30,2 31,6 41,8 30,5 32,4
2 скорее, можно 38,2 27,6 39,7 34,0 62,9 37,3 30,6 41,5 42,1 34,5 33,9 38,2
3 скорее, нельзя 9,1 10,3 19,2 30,2 17,1 19,6 36,7 15,1 21,1 10,9 16,9 20,6
4 безусловно, нельзя 5,5 6,9 7,7 11,3 8,6 5,9 4,1 1,9 5,3 3,6 11,9 2,9
5 затрудняюсь ответить 1,8 3,4 5,8 3,8 5,7 2,0 16,3 11,3 0,0 9,1 6,8 5,9

Код ответа РД РИ РСО-А ЧР
народы Дагестана русские и русскоязычные ингуши русские и русскоязычные осетины русские и русскоязычные чеченцы русские и русскоязычные
ср.спец. и ниже н/в, высшее ср.спец. и ниже н/в, высшее ср.спец. и ниже н/в, высшее ср.спец. и ниже н/в, высшее ср.спец. и ниже н/в, высшее ср.спец. и ниже н/в, высшее ср.спец. и ниже н/в, высшее ср.спец. и ниже н/в, высшее
1 17,3 13,4 1,8 23,6 43,3 23,3 37,5 22,2 35,6 37,2 33,3 13,0 21,9 40,3 17,2 18,2
2 22,4 26,9 11,4 38,2 31,7 30,2 12,5 33,3 31,1 26,4 30,3 31,5 46,1 22,6 25,9 13,6
3 11,2 37,3 21,1 25,5 16,7 27,9 25,0 22,2 16,7 25,6 24,2 35,2 20,3 22,6 37,9 50,0
4 13,3 16,4 14,0 9,1 5,0 16,3 12,5 22,2 7,8 5,8 6,1 16,7 3,9 11,3 10,3 13,6
5 35,7 6,0 51,8 3,6 3,3 2,3 12,5 0,0 8,9 5,0 6,1 3,7 7,8 3,2 8,6 4,5

Несмотря на достаточно высокие оценки респондентами, что в республиках ЮФО можно получить хорошее высшее образование, эксперты в этом не уверены. Они считают, что специалисты, получившие образование в СССР, создали технологически развитое мощное государство. Но тогда были такие темпы развития экономики, при которых все это было востребовано. Были и отстойники, были и лишние инженеры в КБ, были и академические институты, куда направляли тех, кто не востребован в данный момент в производстве, например в военном, и т.д. Тем не менее потенциал был востребован, и мы не отставали от мировой науки, потом в какой-то момент мы очень сильно отстали и сейчас не можем давать современные знания. Возьмем, например, машиностроение. Кого мы можем там готовить, если мы не производим современные автомобили, начиненные электроникой, с компьютерами, и т.д.? У нас нет и станков, которые все это производят, значит, нет и инженеров, которые все это проектируют, нет и учебников, по которым готовить кадры, а значит, нет и профессоров, которые хотя бы видели, что творится у Форда. Мы производим, опять-таки, специалистов, которые нужны для ВАЗа, для производства «Жигулей», которые сейчас уже являются устаревшими машинами. Мало того, мы не можем на примере нашего производства показать, как это делается.

Образованность нации оценивается состоянием экономики. Если экономика республик ЮФО слабо развивается, это серьезный сигнал для всей системы образования и науки этого региона.

По мнению экспертов, образование идет по остаточному принципу и дает философские, но не конкретные, знания, которые необходимы в производстве. Государственные структуры РФ дают «добро» на открытие частных институтов, что связано в большей степени с проблемой безработицы. Никакой другой причины нет. Необходимо решить задачу: с одной стороны, как-то сдерживать интеллигенцию, иначе большая ее часть просто уедет, и у нас вообще не останется интеллектуального слоя; потом, когда будет нормальная экономика, она востребует те вузы, которые будут нужны, а остальные распадутся.

Ответы респондентов с учетом таких переменных, как город/село, показывает, что в КЧР среди тех, кто отметил вариант «безусловно, можно», мнения респондентов титульной национальности из городов и сел расходятся на 25,0 % в пользу жителей городов. А среди русских и русскоязычных той же республики разница в 14,6 %, но в пользу жителей сел. В РИ, касаемо данного варианта ответа, опять такие мнения расходятся — среди ингушей его отметили 26,5 % городских и 46,3 % сельских респондентов, а среди русских и русскоязычных — 25,0 % городских и 50,0 % сельских респондентов. 63,3 % русских и русскоязычных из сел РД затруднились ответить на данный вопрос.

В республике можно получить хорошее высшее образование?
(Установки респондентов в зависимости от населенного пункта, в %)

Код ответа Варианты ответа РА КБР КЧР
адыгейцы русские и русскоязычные кабардинцы, балкарцы русские и русскоязычные карачаевцы, черкесы русские и русскоязычные
город село город село город село город село город село город село
1 безусловно, можно 41,2 51,0 30,7 20,2 26,8 23,8 21,6 14,3 50,0 25,0 25,9 40,5
2 скорее, можно 35,3 35,3 40,4 35,4 35,2 40,6 33,0 39,3 23,8 53,1 29,3 43,2
3 скорее, нельзя 14,7 5,9 15,8 29,3 18,3 24,8 28,9 25,0 14,3 12,5 22,4 10,8
4 безусловно, нельзя 2,9 7,8 7,9 10,1 9,9 5,0 3,1 0,0 2,4 6,3 13,8 2,7
5 затрудняюсь ответить 5,9 0,0 5,3 5,1 9,9 5,9 13,4 21,4 9,5 3,1 8,6 2,7

Код ответа РД РИ РСО-А ЧР
народы Дагестана русские и русскоязычные ингуши русские и русскоязычные осетины русские и русскоязычные чеченцы русские и русскоязычные
город село город село город село город село город село город село город село город село
1 13,8 18,4 14,3 2,5 26,5 46,3 25,0 50,0 24,8 49,0 18,6 29,4 22,7 31,7 6,7 20,0
2 25,0 24,1 31,9 6,3 26,5 36,6 16,7 33,3 27,4 29,6 31,4 29,4 35,2 40,4 26,7 21,5
3 32,5 11,5 27,5 16,5 30,9 9,8 25,0 16,7 29,9 14,3 31,4 29,4 23,9 20,2 33,3 43,1
4 17,5 11,5 13,2 11,4 13,2 4,9 25,0 0,0 11,1 1,0 12,9 11,8 8,0 4,8 20,0 9,2
5 11,3 34,5 13,2 63,3 2,9 2,4 8,3 0,0 6,8 6,1 5,7 0,0 10,2 2,9 13,3 6,2

Только городское население в Адыгее, Карачаево-Черкесии и сельское население Северной Осетии и Ингушетии считают, что «безусловно, можно получить хорошее высшее образование». Учитывая компактность проживания населения в рассматриваемых республиках с незначительной численностью, респондентам известны факты, свидетельствующие о том, что управленческая элита республик, в т.ч. и ректоры вузов, не оставляют своих детей обучаться у себя на родине, а отправляют в престижные вузы Москвы, Санкт-Петербурга, а также в западные учебные заведения.

По утверждению экспертов, местные вузы в большинстве своем стали своеобразной «кормушкой» для определенного круга лиц, и в этих условиях качество обучения в них оставляет желать лучшего.

Мнение экспертов на данный вопрос следующее:
  • Все студенты жалуются на то, что они хотели бы иметь более качественное образование. У нас сегодня наличие диплома — это не свидетельство наличия у выпускника высшего образования. То есть фактически они необразованны, хотя формально получили специальность. Уровень их подготовленности не отвечает тем требованиям, которые предъявляются к выпускнику высшей школы. Это проблема не только Северной Осетии. Эта проблема региональная, может быть, даже общероссийская.

  • Можно ли в республике получить хорошее высшее образование? Этот вопрос сложный, на него однозначно не ответишь, потому что в целом по Российской Федерации уровень образования упал в несколько раз. Сколько детей наших руководителей, членов парламента, судей учатся в республиканских вузах? Вы найдете лишь единицы. Такая же ситуация и среди чиновников категории «А», министров, председателей комитетов, начальников управлений. Почему так? Потому что в настоящее время в нашей республике, не знаю, как в других регионах, на высшее образование никто не обращает внимания. Я никогда не видел и не слышал, чтобы кто-нибудь из ректоров вузов выступил, рассказал жителям, как осуществляется учебный процесс, какова успеваемость. Никогда не заслушали на заседании парламента или правительства республики ни одного ректора. А почему? Потому что их дети там не учатся. И есть этот вуз или нет его — их это не волнует. Никто же нигде не сказал, какой подбор, какой качественный анализ, национальный состав студентов, из каких районов республики, сколько сельских, сколько городских, сколько медалистов и т.д. А все это началось в 90-х годах, когда в государстве был тотальный закат, были востребованы такие руководители вузов, я бы сказал, «камерного» типа. Сами преподаватели различают два понятия — выпускник и специалист. Далеко не каждого выпускника можно назвать специалистом. Я не говорю уже о том, как подбирается преподавательский состав, как защищаются кандидатские и докторские — все это мы понимаем и знаем. Когда балл ставят за деньги, когда в основе лежит не естественный отбор по знаниям, а совсем другая мотивация. Это не говорит о том, что все преподаватели плохие, неквалифицированные. Но они вынуждены ставить оценки не по реальным знаниям, а сравнивая знания одного студента со знаниями другого. Если нет отбора студентов по знаниям при наборе в вуз, о каком качестве знаний выпускников можно говорить?! Мы же все знаем, по каким критериям поступают в вуз.

  • В Советском Союзе не было такого отрыва, как сейчас: учитель получает 2-5 тысяч рублей, а федеральный судья — 100 тысяч. Хотя оба один и тот же вуз оканчивали и учились по 5 лет. Испокон веков известно, что у учителей очень трудная работа. Клерки, которые сидят в муниципальных образованиях, получают в 5-6 раз больше, чем учителя, поэтому в школы не идут. В школах учителей не хватает, хотя выпускников достаточно. А государство за этим не смотрит. Нигде в мире нет такого, чтобы у специалистов с высшим образованием был разрыв в зарплате в десятки раз.

  • Общество страдает от большого числа людей с высшим образованием. Стало сложно отличить человека образованного от необразованного. У нас нет квалифицированных рабочих: хороший сантехник плохого инженера уж точно стоит.

  • Когда создавался Горский государственный аграрный университет, там обучались студенты из всех республик ЮФО. Мы выпускали неплохих специалистов: агрономов, зоотехников и инженеров-механиков. А теперь эти специальности непрестижны. В этом институте престижными стали юридический и экономический факультеты. Поэтому их ввели также и в Северо-Кавказском государственном технологическом университете. Даже в Северо-Осетинском государственном университете есть стоматологический факультет. В РСО-А после распада СССР все предприятия электронной промышленности были закрыты, но тем не менее в СКГТУ (ГМИ) функционирует факультет электронной промышленности. Мы же видим, что это просто отмывание денег, это диктуется чисто интересами руководства этих университетов.

  • Университеты наши настолько бедны, что студентов даже не могут обеспечить качественной мебелью, не говоря уже об оргтехнике. При этом центр время от времени озвучивает, что периферийные университеты надо перевести на местный бюджет, то есть их, скорее всего, закроют. В таких условиях получить хорошее образование невозможно. Центр не интересуется тем, что творится с высшим образованием на местах.

  • Совпадают ли интересы ректората с интересами общества? Нет, не совпадают. Потому что есть порочная практика: пока вузы будут принимать заявки от Министерства образования о том, сколько специалистов нужно тому или иному региону, ничего не изменится. Не министерства должны заявки подавать о том, сколько нужно специалистов и какого профиля, а другие структуры. У нас, наоборот, профильные дисциплины университетов РСО-А становятся периферийными.

  • Среди профессорско-преподавательского состава университетов присутствует настроение безверия, апатии. Никто не верит, что можно что-то изменить в лучшую сторону. То есть некоторые обычные студенческие традиции: чем меньше учимся, тем лучше. Сейчас наука не является престижным занятием поэтому туда и идет меньшинство, и для большинства учащихся теоретический курс кажется навязанным, поэтому присутствует некоторое равнодушие. Студенты не хотят заниматься, потому что рынком не востребованы, учитывая то, что качество учебы никого не интересует (прежде всего ни общество, ни государство).

  • После того как Государственной думой РФ был принят закон о назначении глав администраций краев, областей, республик, по представлению Президента РФ методом цепной реакции этот закон распространился и на все общество. В частности, главы администраций республик начали вмешиваться в систему образования, в результате на руководящих постах вузов оказались люди, профессионально не подготовленные и по сути не имеющие достаточного опыта в руководстве подобными учреждениями.

  • Образование дает обществу большие социальные блага помимо тех, что оказывают влияние на объем производства. Например, снижение уровня преступности является несомненным достижением для общества независимо от того, приводит ли оно к повышению темпов экономического роста. Воспитание этнической и конфессиональной толерантности, ослабление напряженности в межнациональных отношениях — еще один пример положительного влияния образования.

  • Любые специалист, студент, должны иметь мотивацию, должна быть цель. Но когда за деньги поступают в вуз и за деньги же потом поступают в аспирантуру, тот, который учится своими силами, эту мотивацию теряет, потому что видит, что его старания ни к чему, все решают деньги.

  • В 1953 году, по данным ЮНЕСКО, Советский Союз по уровню интеллекта, по уровню образования был на третьем месте в мире после Швейцарии и Норвегии. В 80-е годы мы входили в десятку, а сейчас и в сотню не входим. Более того, при Советском Союзе наши вузы окончили более миллиона зарубежных студентов. Теперь среди них и руководитель Компартии Китая, и глава Румынии, и т.д. Но в 90-е годы все отрицалось, потому что пришло поколение, которое не могло создать ничего нового. Разрушили все. Но надо было оставить рациональное зерно, это была супердержава. А самый главный капитал любого государства — интеллектуальный, это образование, остальное все производное. Но мы же это все уничтожили, многие руководители страны отправили своих детей учиться за границу. За последние 20 лет у нас ни одного Нобелевского лауреата. Если назвать Гинзбурга и Алферова, то это за разработки 60-х годов. Даже кандидатов нет на Нобелевскую премию. Вы же знаете, что выпускник нашего медицинского вуза в Америке становится в лучшем случае санбратом или помощником врача. И нет никаких предложений, чтобы улучшить эту ситуацию. Нужно понять, что образование должно стать национальной идеей, национальной идеологией. Без образования общество не может целостно развиваться. В конце концов это пойдет на пользу государству.

  • На мой взгляд, лучше получить образование в государственном вузе республики, чем в частном вузе столицы. Частный вуз — это не показатель качества знаний. Выбирая вуз, следует задуматься о том, какие знания ты получишь в стенах этого учебного заведения.

  • День и ночь наше телевидение показывает, как делать быстрые деньги. А молодежь сейчас проводит время не в читальных залах библиотек, а перед телевизором. Труд, в т.ч. и интеллектуальный, в настоящее время нигде не пропагандируется. Мы за все лето не видели по телевидению ни одного профессора, который бы сказал о том, что в прошлом году у нас был такой выпуск, в этом году — такой. Мы не видим нигде, чтобы была обратная связь между производством и вузами, чтобы производственники направляли в вузы информацию о практической деятельности их выпускников, о качестве их работы и уровне профессионализма.

  • Дело не только в преподавателях, — талантливый человек может получить хорошее образование при любых условиях, были бы желание и способности, а также понимание востребованности специальности рынком. Есть какие-то виды специальностей, которые очень ценятся, где учатся единицы, пробиваются, оканчивают и уезжают за границу. Хорошее массовое образование получить невозможно. Если говорить об уровне коррупции и безнравственности в отдельных учебных заведениях, человек, обладающий духовно-нравственным иммунитетом, выживет там и получит образование.

В целом полученные материалы исследования позволяют сделать следующие выводы. Для большинства граждан высшее образование важно иметь, как для автохтонной части, так и для русских и русскоязычного населения республик ЮФО РФ. С учетом гендерного аспекта уверены, что в наше время иметь высшее образование важно, в большей степени женщины и главным образом адыгейской национальности, русские и русскоязычные РИ, а также дагестанки.

Данный опрос также показал, что те респонденты, которые получили высшее образование, больше верят в свои силы, в отличие от выпускников средних учебных заведений. Относительно района проживания респондентов (город/село), жители сел больше верят в важность диплома о высшем образовании. Можно получить качественное высшее образование главным образом в Адыгее и Карачаево-Черкесии. А по оценкам экспертов, общий уровень подготовленности не отвечает тем требованиям, которые предъявляются к выпускнику высшей школы, и это проблема не одной республики, а всего региона и даже общероссийская. Уровень образования упал в несколько раз, профильные дисциплины университетов становятся периферийными. Как среди студентов, так и профессорско-преподавательского состава университетов превалирует настроение безверия, апатии. Абсолютно непонятно, при какой системе мы работаем — то ли при социализме, то ли при капитализме, и соответственно каких специалистов готовим: для рыночной экономики или просто загружаем людей, создавая иллюзию занятости (учебы). В результате от отсутствия четкой концепции, приемлемой для российских вузов, страдает вся система.

Тенденции распределения вариантов ответов среди респондентов, разделенных на две возрастные категории, неоднозначны. Во многих республиках респонденты младше 35 лет уверены в хороших и доступных возможностях получения высшего образования, главным образом в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Дагестане. Таким образом, подавляющее большинство опрошенных считают большим преимуществом иметь диплом о высшем образовании, и в большинстве республик существуют хорошие условия для его получения.


Комментарии (1)  |  Добавить комментарий