Северо-Осетинский Центр социальных исследований
Монографии, статьи, проекты, исследования
награды
особое


Социально-политическая и экономическая ситуация в Республике Северная Осетия - Алания Южного федерального округа Российской Федерации в 2008 году: социологический анализ.
10.03.2009
Дзуцев Хасан Владимирович
Вице-президент РОС по СКФО РФ,
Директор Северо-Осетинского Центра
социальных исследований ИСПИ РАН
доктор социологических наук, профессор


Х. В. Дзуцев

Одной из важнейших государственных задач России является сохранение стабильной социально-политической ситуации на юге страны. В последние годы здесь наблюдаются некоторые положительные тенденции как в экономической, так и в политической сферах. Однако в регионе продолжает оставаться актуальным ряд существующих проблем, а именно: относительно низкий уровень жизни населения и экономические диспропорции в ряде субъектов ЮФО, социально-экономическое неравенство, дотационность бюджетов, отсталость промышленности и неразвитость сельского хозяйства. Названные проблемы к тому же усугубляются такими социальными явлениями, как коррупция, теневая экономика, этноклановый характер элит, религиозный «ренессанс», миграционные процессы, полиэтничность населения.

Прикаспий и Большое Причерноморье всегда находились в фокусе геостратегических интересов крупнейших мировых держав. Ослабление России в переходный период позволило им серьезно и деятельно активизировать реализацию своих интересов на Кавказе. Это обстоятельство вызывает необходимость дополнительных усилий со стороны российской власти в укреплении своих экономических и политических позиций на приграничных территориях РФ.

Северная Осетия — одна из таких приграничных республик, «южные ворота» РФ в страны Закавказья. На социально-экономической и политической ситуациях республики отразились все характерные для «кавказского» переходного периода негативные процессы: экономическая разруха, теневизация экономики, дифференциация населения по уровню жизни и обнищание большей ее части, упадок систем образования, здравоохранения, социального обеспечения, этнические и геополитические войны, террор.

Поэтому сегодняшняя картина социально-экономической и политической жизни в республике есть закономерный и прогнозируемый результат ее развития за последние 20 лет. При этом одной из важнейших задач, требующих решения для дальнейшего развития, является осознание факта, что ответственность за сложившееся положение дел несет не только власть разных уровней, но и социум. Его пассивное наблюдение со стороны за происходящим, бездеятельность, «безгражданственность» создали безусловно благоприятные условия для обозначенных выше негативных процессов в развитии республики. Общественная оценка социальных, экономических, политических процессов и явлений должна быть фактором детерминации работы властных структур.

С целью изучения общественного мнения о социально-экономическом и политическом состоянии Республики Северная Осетия — Алания Северо-Осетинским центром социальных исследований ИСПИ РАН совместно с отделом социологических исследований и политологического мониторинга СОИГСИ им. В. Абаева и кафедрой социологии политических и социальных процессов СОГУ им. К. Л. Хетагурова в декабре 2008 года было проведено социологическое исследование на тему: «Социально-экономическая и политическая ситуация Республики Северная Осетия — Алания в 2008 г.: социологический анализ». Для сбора информации проводился опрос граждан, проживающих в г. Владикавказе, методом личного формализованного интервью, предусматривающий строго регламентированную коммуникацию с респондентом в соответствии с инструкцией и специально разработанной анкетой. Интервью проводилось на дому или на работе у респондентов.

По ключевым тематическим блокам анкеты был проведен опрос 23 экспертов (работников социальных служб, государственных чиновников, руководителей среднего и малого бизнеса, журналистов, деятелей общественно-политических организаций, юристов, политологов, преподавателей высших учебных заведений РСО-А), а также проведены 3 фокус-группы (по 8 участников), в состав которых входили рабочие, специалисты с высшим техническим и гуманитарным образованием, военнослужащие, преподаватели вузов, студенты, пенсионеры, временно не работающие, сотрудники МВД.

В качестве генеральной совокупности для целей исследования рассматривалось все взрослое население г. Владикавказа в возрасте старше 18 лет. Исходя из параметров генеральной совокупности, была сформирована трехступенчатая стратифицированная вероятностная выборка объемом 340 респондентов, репрезентирующая взрослое население города по полу, возрасту, образованию, уровню доходов и характеру занятости. Данные характеристики опрошенных представлены ниже в таблице.

Характеристики опрошенных респондентов (%)

Пол Возраст Образование Занятость Уровень дохода семьи 1
Мужской 49,7 До 35 38,2 Незаконченное среднее, среднее 26,9 Физический труд 32,5 Высокодоходная категория 6,6
Среднее специальное 29,3 Интеллектуальный труд 26,8 Среднедоходная категория 47,7
Женский 50,3 Старше 35 61,8 Незаконченное высшее 18,4 Неработающие 25,1 Низкодоходная категория 38,5
Высшее 25,4 Неработающие пенсионеры, инвалиды 15,6 Беднейший слой 3,6
Затрудняюсь ответить 3,6

1 Уровень доходов населения приводится по самооценке респондентов.

Результаты исследования показали, что всего 9,1 % респондентов считают, что дела в Республике Северная Осетия — Алания движутся в правильном направлении. Более половины опрошенных считают, что «в неправильном направлении» (53,2 %). Нейтральными по этой позиции остались 31,2 % респондентов.

У респондентов складывается мнение, что дела в Северной Осетии движутся к упадку, потому что сектор экономики или не работает, или работает наполовину. При этом все понимают, что Северная Осетия развивается в рамках общего вектора социально-экономического развития России: правильность или неправильность пути заданы направлением развития России.

Считаете ли Вы, что дела в Республике Северная Осетия — Алания движутся в правильном направлении или они в значительной степени пошли по неправильному пути? (%)

В правильном направлении, совершенно уверен 0,5
В правильном направлении, отчасти уверен 8,6
В неправильном направлении, отчасти уверен 21,4
В неправильном направлении, совершенно уверен 31,8
Что-то идет правильно, что-то неправильно 31,2
Затрудняюсь ответить 6,5
Итого 100

Эксперты-предприниматели, к примеру, откровенно выражают возмущение тем, что предприятия не могут получить деньги из государственной казны за выполненные работы по соответствующим договорам. Им неясно, почему нет денег, и почему этим вопросом не желает заняться прокурор РСО-А.

Общая обстановка в республике и административный нажим настолько велики, что заниматься бизнесом и каким-либо производством крайне сложно. По каждому вопросу нужны десятки согласований, разрешений, сопряженных с многократными обращениями и не только большими потерями времени, но и материальными затратами неофициального характера. Практически ни один вопрос не решается без справок, которые зачастую никому не нужны. Президент РФ озвучивает идеи минимизации присутствия бюрократа в экономике, давления на бизнес, на свободу граждан, но тем не менее административный пресс только усиливается.

Чтобы двигаться в правильном направлении, нужны единая цель и единый интерес. У бизнеса, народа и государства разные интересы и цели, поэтому они не могут двигаться в одном направлении и не могут консолидироваться. Нет мобилизационного ресурса.

В настоящее время в Северной Осетии существует множество проблем, как социальных, так и экономических. Мы предложили респондентам выбрать наиболее важную из перечисленных социальных проблем.

Как показало исследование, наиболее важной проблемой в настоящее время для граждан Северной Осетии являются низкие зарплаты и пенсии (16,8 %).

По данным РОССТАТа, реальные располагаемые доходы населения в январе-ноябре 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. выросли на 12,7 %. Реальная заработная плата в ноябре 2008 г. составила 101,5 % по сравнению с ноябрем 2007 г. и 102,8 % — по сравнению с октябрем 2008 г. Однако данный рост среднего показателя заработной платы был обеспечен ее увеличением в отдельных сферах: финансовой деятельности (на 48,2 % по сравнению с ноябрем 2007 г. и на 43,7 % по сравнению с октябрем 2008 г.) и государственного управления (на 33,6 % и 12,3 % соответственно). При этом в этих видах деятельности заработная плата превышает среднюю заработную плату по республике в целом: в финансовой сфере — в 3,8 раза, в госуправлении — в 1,7 раза. Если сравнить среднюю заработную плату в финансовой сфере и в госуправлении со средней заработной платой в сельском хозяйстве, то разрыв составит еще больше — 7,4 раза и 3,3 раза соответственно. (Социально-экономическое положение РСО-А за январь-декабрь 2008 г. Стат. сборник РОССТАТа по РСО-А, Владикавказ, 2009, стр. 74-77.) По потребительским расходам на душу населения РСО-А находится на 7-м месте в ЮФО РФ — здесь потребительские расходы почти в 12 раз меньше, чем в Краснодарском крае, в 10 раз — чем в Ростовской области, в 5 раз — чем в Волгоградской и Ставропольском крае, в 5,5 раза — чем в Дагестане. В целом же ЮФО занимает последнее место среди регионов России по рассматриваемому показателю. Потребительские расходы в ЮФО составляют в среднем на человека 5,2 тыс. руб., что на 1,4 тыс. руб. ниже, чем в среднем по России, и на 4,4 тыс. руб. ниже, чем в Центральном федеральном округе РФ. (Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. Том 2. Ростов-на-Дону, 2007, стр. 114-115.)

Какую проблему Вы считаете наиболее важной для РСО-А в настоящее время? (%)

Уровень зарплаты, пенсии 16,8
Безработица 12,9
Коррупция 11,5
Эффективность деятельности правительства 10,0
Преступность/ угроза личной безопасности 8,8
Бедность/ низкий уровень жизни 8,2
Беспорядок/хаос в республике 5,6
Наркомания 5,0
Экономическая ситуация 4,1
Медицинское обслуживание 3,9
Бездуховность, отсутствие веры 3,8
Эффективность органов охраны правопорядка (милиции) 2,9
Система образования 2,1
Отношения с соседними регионами 1,2
Проблемы в армии 0,9
Развитие сельского хозяйства 0,6
Жилищно-коммунальное обслуживание (водоснабжение, энергоснабжение) 0,6
Затрудняюсь ответить 0,5
Инфляция 0,3
Война/политическое насилие 0,3
Иммиграция/ беженцы 0
Итого 100

Также 12,9 % респондентов назвали такую проблему, как безработица. К концу 2008 г. в Комитете РСО-А по занятости населения на учете состояли 11,1 тыс. человек, не занятые трудовой деятельностью. Только в декабре 2008 г. признаны безработными 2647 человек, что в 2,2 раза больше, чем в декабре 2007 г. Численность трудоустроенных безработных в декабре 2008 г. составила 50 человек. (Социально-экономическое положение РСО-А за январь-декабрь 2008 г. Стат. сборник РОССТАТа по РСО-А. Владикавказ, 2009, стр. 82-86.) По материалам опроса, неработающая категория трудоспособных респондентов составила 25,1 %.

11,5 % опрошенных и большая часть экспертов обозначили наиболее важной проблемой коррупцию в правительстве республики. И дело не только в том, что «все чиновничество продажное». Страшно то, что народ уже ни во что не верит. Граждане не верят в идею порядочности закона, в возможность что-либо изменить, и все это вследствие тотальной коррупции.

По мнению экспертов, большой проблемой являются безответственность и безынициативность органов власти на всех уровнях. Даже текущие хозяйственные вопросы не решаются на уровне соответствующих комитетов и подразделений, каждой службе требуется прямое распоряжение сверху. Такие несамостоятельность и неавтономность управленческих структур приводят к накапливанию проблем и стагнации. Отмечается также высокий уровень криминальности региональной власти, что, по мнению экспертов, вероятно, устраивает федеральный центр, поскольку такая власть на местах весьма послушна. Она не создает проблем российской власти в отстаивании своих региональных интересов. Кроме того, российские властные структуры также коррумпированы, и региональные чиновники, как правило, с ними «повязаны». Такая система не дает обществу нормально развиваться.

В республике не реализуются программы, ориентированные на развитие производства и создание рабочих мест. Как следствие происходит отток наиболее работоспособной части населения в крупные города страны и за рубеж (в 2008 г. число прибывших — 7230 чел.; число выбывших — 9482 чел.: миграционный прирост — минус 2252 чел.) (Социально-экономическое положение РСО-А за январь-декабрь 2008 г. Стат. сборник РОССТАТа по РСО-А. Владикавказ, 2009, стр. с. 90.).

Как на одно из средств развития экономики эксперты обращают внимание на проблему поиска ресурсов для восстановления военных заводов в республике. Если развивать производство, поднимется и уровень жизни.

Не менее важна задача развития сельского хозяйства. Несмотря на относительно благоприятные условия для сельскохозяйственного производства, на местном рынке практически вся продукция привозная.

Следует отметить, что тема войны, несмотря на недавние события в Южной Осетии, по результатам опроса отступила на второй план, значительно уступив экономическим проблемам.

Политико-экономическая ситуация напрямую связана с развитием демократии. Оценка респондентов, насколько руководство республики демократично или нет, показана в таблице.

Насколько демократичным Вы считаете руководство РСО-А? (%)

Совершенно недемократичное 33,8
В основном недемократичное 22,4
В чем-то демократичное, а в чем-то нет 27,4
В основном демократичное 7,4
Затрудняюсь ответить 3,5
Отказ от ответа 0,5
Итого 100

Как видно из таблицы, 56,2 % респондентов считают, что руководство республики недемократичное в той или иной степени. Всего 7,4 % отметили, что «в основном демократичное». Более четверти опрошенных сошлись в мнении о том, что руководство республики в чем-то демократичное, а в чем-то нет.

Эксперты в большинстве своем также придерживаются мнения о недемократичном характере власти в РСО-А. По их мнению, граждане не информируются в достаточной степени о конкретных практических действиях главы республики, правительства, парламента для социально-экономического развития республики. Они также не видят результатов деятельности властных структур в явной форме улучшения качества жизни населения, безопасности как политической, так и экономической. «Отчеты о намерениях» властей, публикуемые в местных СМИ, воспринимаются населением как «показуха».

По мнению некоторых экспертов, в республике никогда не было демократичного стиля управления и, вероятнее всего, не будет. Демократия предполагает разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную и независимость каждой из них. Однако в кавказских национальных республиках всегда (или как минимум еще долго) будут существовать клановость, родство, друзья, традиции, адат и прочие явления, при наличии которых независимость ветвей власти практически исключена.

Решения, принимаемые властями, не всегда ясны гражданам, они не комментируются, правительство не вступает в диалог с обществом, учеными, специалистами, не использует общепринятые базовые методики независимой экспертизы принимаемых решений. Одной из причин этого правомерно считается коррупция. Отношение респондентов и экспертов к проблеме коррупции однозначно критическое.

Считаете ли Вы коррупцию серьезной проблемой, небольшой проблемой, или это совсем не проблема? (%)

Серьезная проблема 85,3
Небольшая проблема 6,5
Совсем не проблема 1,1
Затрудняюсь ответить 7,1
Итого 100

Абсолютное большинство респондентов определили коррупцию как серьезную проблему (85,3 %) и только 7,6 % опрошенных сказали, что коррупция — это небольшая проблема.

Проблема коррупции в республике, как и в государстве в целом, стоит достаточно остро. Коррупция сегодня стала образом нашей жизни. Коррупционное сознание носит массовый характер. При отсутствии фактического разделения властей бороться с ней невозможно.

Наряду с коррупцией теневая экономика стала важнейшим фактором во всех сферах жизни не только РСО-А, но и ЮФО РФ в целом. Она создает реальную угрозу национальной безопасности. Теневой бизнес поставил под вопрос существование официальной экономики, что делает невозможным проведение эффективной социальной политики, приводит к перекосам в социально-экономическом развитии регионов.

ЮФО является лидером в РФ по доле теневой экономики — 17 %, наименьший показатель в Уральском федеральном округе — 4 %. Северная Осетия в числе лидеров ЮФО по удельному весу неформальной экономики в ВРП региона — 32 % и уступает только Дагестану (41 %) и Кабардино-Балкарии (45 %). (Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. Том 2. Ростов-на-Дону, 2007, стр. 22.)

Коррупционный фон формирует рейтинговые оценки деятельности основных политиков республики.

Какое мнение у Вас сложилось о каждом из данных политических деятелей по шкале от 1 до 5, где «1» означает «очень негативное» мнение, «5» — «очень положительное» (%)

  «1» «2» «3» «4» «5» Затр. отв. Отказ от ответа
Глава РСО-А Таймураз Мамсуров 16,2 24,8 22,9 20,6 8,2 4,4 2,9
Председатель Правительства РСО-А Николай Хлынцов 17,1 20,3 30,0 16,5 3,8 9,4 2,9
Председатель Парламента РСО-А Лариса Хабицова 9,7 18,5 19,1 27,1 10,6 13,8 1,2

Наиболее положительное мнение из представленных в таблице политических деятелей сложилось о председателе парламента Ларисе Хабицовой (10,6 %). Чуть меньше «положительных» процентов набрал глава республики Таймураз Мамсуров (8,2 %). Наименьшая оценка в данной таблице досталась председателю правительства Николаю Хлынцову — 17,1 % респондентов оценили деятельность премьера как «очень негативную». Ответственность с ним разделяют, по мнению более десятой части опрошенных, его заместители. По мнению 16,2 % респондентов, Глава РСО-А также заслуживает самой отрицательной оценки.

Если объединить положительные оценочные суждения (доли респондентов, давших оценки «4» и «5»), то легитимный процент набирают Л. Хабицова (37,7 %) и Т. Мамсуров (28,8 %).

По оценкам экспертов, Таймуразу Мамсурову недостает решительности в действиях, открытости и внимательности при подборе кадров; Николаю Хлынцову — требовательности в работе со своими подчиненными; Ларисе Хабицовой — реальной деятельности в парламенте республики в решении главных проблем вместо формализма.

Есть мнение ряда экспертов, что в силу более 60 % дотационности РСО-А Т. Мамсуров реально не управляет республикой. Реальных управленческих действий, которые могли бы способствовать социально-экономическому развитию республики, пока с его стороны не видно.

В стране были отменены выборы региональных лидеров и появились достаточно предсказуемые фигуры. Минусом этого процесса, по оценкам экспертов, является то, что предсказуемые фигуры мало зависят от местных проблем и исполняют лишь волю федеральных властей, которая сводится к обеспечению лояльности к центру.

В октябре 2008 года Глава республики произвел несколько кадровых перестановок. А именно:
  • руководителем Администрации Главы республики и Правительства РСО-А назначен Ермак Дзансолов;
  • его заместителем — Владислав Баскаев;
  • министром финансов РСО-А — Олег Калаев;
  • министром культуры РСО-А — Фатима Хабалова;
  • руководителем межрайонной налоговой инспекции №1 по г. Владикавказу — Тимур Таймазов.
Отношение к данным назначениям характеризуется неоднозначностью по каждой личности, в количественном отношении преобладают оценки «скорее, одобряю» или «скорее, не одобряю».

Одобряете ли Вы данные назначения? (%)

Фамилия и имя Не одобряю Скорее, не одобряю, чем одобряю Скорее, одобряю, чем не одобряю Вполне одобряю Полностью одобряю Затрудняюсь ответить Отказ
Ермак Дзансолов 10,9 19,4 27,9 16,5 3,2 19,4 2,7
Вячеслав Баскаев 19,1 26,5 20,3 12,9 1,2 15,9 4,1
Олег Калаев 20,3 25,3 22,1 8,5 1,8 17,6 4,4
Тимур Таймазов 16,8 21,5 17,6 15,3 4,1 20,3 4,4
Фатима Хабалова 13,8 23,5 23,2 13,0 10,0 14,7 1,8

Объединив процентные доли респондентов, обозначивших оценки «вполне одобряю» и «полностью одобряю», близко к легитимности подошла министр культуры Фатима Хабалова (23,5 %). Большая доля респондентов затруднилась ответить на данный вопрос.

По мнению экспертов, вероятнее всего это связано с незнанием данных личностей, а также «перетасовкой» кадров из состава бывших партийно-комсомольских работников. За исключением нескольких человек, все они являются представителями бывшей партийной номенклатуры. Их опыт чаще всего не позволяет им выступать генераторами новых идей и реализовывать управленческие принципы в условиях рыночной экономики.

Если говорить в целом, насколько Вы интересуетесь политикой? (%)

Очень интересуюсь 33,5
В некоторой степени интересуюсь 38,5
Мало интересуюсь 17,7
Совсем не интересуюсь 8,5
Затрудняюсь ответить 1,8
Итого 100

Как оказалось, РСО-А — достаточно политизированная республика: в той или иной степени политикой интересуются почти три четверти респондентов (72,0 %), в том числе очень интересуются треть всех опрошенных (33,5 %), совсем не интересуются лишь 8,5 %, затруднились ответить 1,8 %. Такая расстановка (политизированность) обычно характерна для обществ с низким уровнем экономического развития.

Оценка экономической ситуации в РСО-А представлена в таблице. Результаты исследования показали, что экономическая ситуация в республике в настоящее время главным образом оценивается как «довольно плохая» (38,5 %).

Треть респондентов оценивает экономическую ситуацию в республике как «очень плохую» (32,7 %). Четверть всех опрошенных сказала, что экономическая ситуация «довольно хорошая» (15,3 %); 8,5 % респондентов затруднились ответить.

Как Вы оцениваете экономическую ситуацию в республике в настоящее время? (%)

Очень хорошая 4,1
Довольно хорошая 15,3
Довольно плохая 38,5
Очень плохая 32,7
Затрудняюсь ответить 8,5
Отказ от ответа 0,9
Итого 100

В совокупности отрицательные оценки являются преобладающими — 71,2 % отрицательных в той или иной степени против 19,4 % положительных оценок.

По статистическим данным, бюджет РСО-А 2008 г. только на 31,1 % состоит из собственных доходов. Остальные 68,9 % — финансовая помощь из федерального бюджета РФ. (Социально-экономическое положение РСО-А за январь-декабрь 2008 г. Стат. сборник РОССТАТа по РСО-А, Владикавказ, 2009, стр. 57.) При этом потенциал развития РСО-А оценивается экспертами как достаточно высокий. Возможные перспективные направления развития региона связаны в значительной степени с формированием здесь стратегически значимого логистического узла на основании выгодного геополитического положения республики на пути России в Закавказье и Малую Азию и транзитного положения на пути нефтяных потоков из Азербайджана.

Перспективными являются более основательные освоение и разработка месторождений нерудных строительных материалов и отделочных камней (известняк, доломит, гранит, мрамор).

В сельскохозяйственном комплексе при существующих благоприятных природно-климатических условиях внедрение современных технологий переработки сельскохозяйственного сырья животного и растительного происхождения и при финансовой поддержке со стороны государства может дать хороший эффект.

Необходимо дальнейшее развитие таких высокодоходных отраслей, как производство винно-водочной продукции, минеральной питьевой воды.

Повышение прибыльности промышленного комплекса республики может быть достигнуто в результате модернизации, реконструкции и наращивания основных производственных фондов, расширения собственной электроэнергетической базы, диверсификации производства наиболее крупных предприятий.

Одним из перспективных направлений в экономике республики также является развитие бальнеологической и спортивно-туристской (горный туризм, альпинизм, скалолазание, горнолыжный спорт) рекреационной отрасли.

Инвестиционную привлекательность и потенциал для реализации названных путей развития Республики Северная Осетия — Алания значительно снижают риски, обусловленные неблагоприятной военно-политической обстановкой и периодически обостряющейся социально-политической напряженностью в других субъектах Южного федерального округа.

Разработка и реализация системы мер по решению вышеперечисленных проблем, а также привлечение дополнительных инвестиционных и бюджетных средств — задача властных структур как местного и регионального, так и федерального уровней.

По мнению экспертов, в настоящее время в республике тревожная экономическая обстановка, крайне неудовлетворительная, реальные изменения к лучшему не наблюдаются. Не заработали ни промышленные предприятия, ни сельское хозяйство.

Респондентам был задан вопрос: «Если бы назначение Главы республики было завтра, кого бы Вы хотели видеть у руля Северной Осетии?» Ответы на данный вопрос представлены в таблице.

Если бы назначение Главы республики было завтра, кого бы Вы хотели видеть у руля РСО-А? (%)

Мамсурова Таймураза 17,9
Боллоева Таймураза 10,9
Фадзаева Арсена 7,9
Шаталова Михаила 5,9
Кесаева Станислава 5,3
Баликоева Валерия 4,1
Басаева Бориса 2,9
Хлынцова Николая 2,1
Суанова Станислава 1,8
Затрудняюсь ответить 12,9
Еще не думал 15,9
Ни одного из перечисленных 11,8
Итого 100

Так как даже на уровне слухов еще не обозначены кандидатуры на пост Главы республики, оправданным является то, что 40,6 % опрошенных не определились по данному вопросу («затрудняюсь ответить», «еще не думал», «ни один из перечисленных»).

17,9 % респондентов на посту Главы Республики Северная Осетия-Алания хотели бы видеть ныне действующего Таймураза Мамсурова. На втором месте известный бизнесмен, предприниматель Таймураз Боллоев — 10,9 %, несмотря на то что он ни разу не заявлял о своих политических карьерных устремлениях. Возможно, Главой республики видят именно успешного бизнесмена, компетентного в экономических вопросах, умеющего привлечь инвестиции, проецируя его способности на экономику республики в надежде на восстановление и развитие ее хозяйства.

Третьей фигурой выступает депутат ГД РФ, известный спортсмен Арсен Фадзаев (7,9 %).

Ни одна из кандидатур на сегодняшний день не набирает легитимного процента поддержки населения. Видимо, население ждет появления новых фигур истинных политиков, способных отказаться от собственных материальных амбиций во имя интересов народа и объединить все силы республики для ее развития, как экономического, так и духовного.

По мнению экспертов, во главе республики должен находиться человек, который уважал бы свой народ.

В итоге материалы исследования позволяют сделать следующие выводы:
  • более половины респондентов уверены в неверном пути развития РСО-А. Правительство может рассчитывать на поддержку проводимой в республике политики не более 10 % населения. Наиболее критично настроены предприниматели, занимающиеся как крупным, так и малым бизнесом. Вместо поддержки они видят лишь бюрократические преграды со стороны чиновников самого разного уровня.

  • Среди проблем респонденты и эксперты на первое место выдвигают проблемы экономического характера, а именно: низкие доходы населения и их существенную дифференциацию, безработицу, коррупцию. Значительное социальное и экономическое неравенство влечет за собой разобщенность интересов, приоритетов, следовательно, разнонаправленность целей субъектов общественного развития. В этих условиях консолидация общества крайне осложнена.

  • Более половины опрошенных и все эксперты считают управление в республике недемократичным. В национальных республиках демократия не приживается, так как клановость, родство, традиции, адат сильнее, чем демократические ценности.

  • Основной канал связи власти и общества — СМИ — не воспринимается как независимый институт, способный, с одной стороны, дать объективную и содержательную информацию о ситуации в республике и стране в целом, а с другой — мобилизовать общество на решение серьезных социальных проблем.

  • Подавляющее большинство респондентов и экспертов называют коррупцию корнем зла. При этом есть осознание ее глубины и широты — явление коррупции не воспринимается только как республиканская проблема сегодняшнего дня. Коррупция стала образом жизни социума. Каждый тринадцатый респондент не считает коррупцию отрицательным явлением. Треть экономики РСО-А — теневая.

  • Несмотря на высокий уровень политизированности населения республики, политическая элита по-прежнему оторвана от жизни народа. Мотивы должностных перестановок чиновников мало понятны обществу, отсюда его вялая оценка деятельности политических лидеров последнего времени. В мнении экспертов преобладает точка зрения о полной зависимости высшего чиновничьего аппарата от центральной власти и малой зависимости от республиканских интересов. Создается определенный дисбаланс в управлении.

  • Население республики оценивает экономическую ситуацию в РСО-А как отрицательную. Основной фактор такой оценки — неспособность правительства республики реализовать потенциал Северной Осетии (природный, производственный, финансовый, кадровый, научный) для ее развития. Краткосрочные материальные интересы управленцев в значительной степени блокируют здоровые политические и экономические амбиции общества. Это объясняет желание граждан видеть во главе республики хорошего хозяйственника-предпринимателя.


Комментарии (0)  |  Добавить комментарий