Северо-Осетинский Центр социальных исследований
Монографии, статьи, проекты, исследования
награды
особое


Осетинский менталитет сегодня.
17.01.2003
Дзуцев Хасан Владимирович
Вице-президент РОС по СКФО РФ,
Директор Северо-Осетинского Центра
социальных исследований ИСПИ РАН
доктор социологических наук, профессор


Х. В. Дзуцев

Понятие "менталитет" появилось в обществоведческих науках сравнительно недавно, и в его определении исходят из того, что менталитет - это сложная, комплексная характеристика этнического сознания, в которой как бы в концентрированном виде отражены основные параметры, описывающие собственный духовный и социальный опыт каждого народа. Сюда входят этнические особенности, психологические характеристики, стереотипы поведения, система ценностных ориентаций, принятых у той или иной этнической группы. На формирование менталитета в значительной мере влияют еще и собственное историческое прошлое народа, религиозные воззрения, а шире - мировоззренческие представления, тип этоса и многое другое. Поэтому менталитет отражает главным образом те черты и особенности, которые закреплены в этническом сознании в виде системы строго определенных норм восприятия действительности, которые сформировались на основе всего социального и духовно-практического опыта предшествующих поколений.

Широкий круг жизненных обстоятельств, богатое историческое прошлое, природно-экономические факторы сыграли существенное значение в формировании осетинского менталитета, о котором в последнее время особенно часто говорят. И сегодня, так же как и прежде, его характеризуют установки на справедливость, уважение к авторитету, почитание родной истории, стремление к толерантности, миролюбию, добрососедству и согласию, что служит здоровой основой для интеграции в "поликультурную" социальную среду. В жизни осетинского народа обычай уважения к старшему, к мудрости старшего, к опыту старшего занимает достойное место. Следование обычаю уважения старшего предполагает не только почтение к сединам, но и ясное осознание преемственности поколений. Богатый жизненный опыт наших старших составляет тот фонд, из материала которого возводится здание нашего будущего, поэтому мы должны относиться к нему как к драгоценному всенародному достоянию.

Махарбек Туганов - Пир нартов
Махарбек Туганов - Пир нартов

Старость и молодость - две полярности в человеческом существовании - являются наиболее острыми критическими измерениями в общественной жизни. Отношение к ним - показатель качества и дееспособности общества, государственного устройства. Максимально использовать мудрость старших и поднять на ноги молодёжь - эту задачу может решать общественное устройство, нацеленное на будущее, а не только на решение насущных задач современности. Потому так категорически звучит мудрая установка: "Старшего чти, младшего обучай. Заронды нымай, кастары та ахур ка". Хочется сказать и о том, что система веками сложившихся традиционных правил поведения молодых, выражающая почтительное отношение к старшим, нередко становится формальностью, а то и забывается нашими молодыми современниками. А ведь она в своей основе заслуживает не только сохранения, но и активного возрождения и развития. На современном этапе она может быть с успехом использована семьёй, учебными заведениями, трудовым коллективом в воспитании чувства признательности к старшим. В этом деле большую помощь может оказать устное народное творчество, особенно нартский эпос.

Осетинские нартские сказания, изобилующие чудесными событиями и незабываемыми характерами высокого достоинства и мудрости, духовной силы и веры в будущее, получили широкую известность. Эпос пронизывают воинская идеология и рыцарская этика, служат главными критериями оценки богатырей-нартов, их друзей и соперников. Необходимыми качествами мужчины-воина считались храбрость в сражении, умеренность в пище и уважение к женщине. Любовь к своему народу и уважение к другим народам, свободолюбие и ненависть к врагу, отвага в бою и презрение к смерти, сознание собственного достоинства, оптимизм и высокая нравственность, страстная любовь к жизни и готовность бороться за неё - таковы основные мотивы и черты, определяющие содержание и воспитательное значение Нартских сказаний, в духе которых начали исторически складываться основные элементы национального характера осетин.

Что же касается нашей самобытности, то трудно, да и нелепо ожидать, что осетинский народ начала XXI века остался или должен был остаться таким же, что и 100-150 лет назад. За эти полтора века процессы урбанистической интернационализации настолько изменили мировоззрение людей, сам жизненный уклад, что проводить прямые параллели просто некорректно. Наблюдая и изучая на протяжении уже нескольких десятков лет социально-экономическую жизнь Осетии, могу утверждать, что последние годы отмечены резким всплеском традиционализма, призывами вернуться к нашим традиционным ценностям, возродить народные обряды и обычаи. Это явление, вызванное распадом огромного многонационального государства, каким являлся Советский Союз, характеризует социальную жизнь практически всех бывших автономий и объективно связано со стремлением каждого народа к самоопределению и политической самоорганизации.

Но чем же на деле оборачиваются такие призывы? Некоторые наши общественные организации активно пропагандируют возврат к прошлому, забывая при этом, что традиции не существуют сами по себе и подвержены влиянию времени так же, как и люди, носители этих традиций. Нельзя рассматривать традиции как нечто застывшее, рутинное, данное раз и навсегда - это односторонний взгляд, явно расходящийся с действительностью. Традиции, как и все сущее, подвержены переменам. Будучи отражением социальных реалий, под влиянием жизненных обстоятельств они преобразуются, трансформируются. В нашей истории был период, когда официальная советская пропаганда вела ожесточенную борьбу с проявлениями традиционализма в общественном быту. Однако это привело к тому, что многое из старого (особенно в консервативной, хуже поддающейся официальному контролю брачно-семейной сфере) в значительной мере видоизменилось или на время забылось. Старые традиции не раз возрождались, варьируя по интенсивности в разные периоды времени: их либо тщательно укрывали и даже забывали во времена террора или ужесточения советского режима, либо следовали им в более свободных и открытых формах, как, например, во времена "оттепели" или в начале перестройки.

Но в то же время непрерывно изменяющиеся условия жизни влияют на сами традиции таким образом, что со временем их содержание либо вообще забывается, либо в разной степени искажается, порой до неузнаваемости, и традиция в таком случае сохраняется лишь как некая форма, "этническая марка", непременный атрибут культуры, который отличает нас от остальных народов. Впрочем, движение традиций, их модернизация - это процесс, который можно наблюдать повсеместно, в каждой сфере жизни. Достаточно взять нынешние свадебные и другие обряды осетин, связанные с брачно-семейной сферой, которая, как я уже отмечал, наиболее устойчива к инокультурным влияниям и инновациям. Даже в этой, казалось бы, наиболее консервативной сфере народные традиции и обычаи в их современном выражении достаточно сильно видоизменились, и седая седина переплетается в них с современностью.

В недалёком прошлом на свадьбу ходили как на праздник, приятно провести время в кругу родственников, друзей и знакомых. Дисциплина, подтянутость и собранность, почтительная сдержанность молодёжи, массовое веселье, праздничная торжественность - всё это положительные стороны традиционной осетинской свадьбы. Эти благородные черты, присущие осетинскому свадебному торжеству, несомненно, заслуживают сохранения и всемерного развития. К сожалению, в последнее время традиционная осетинская свадьба трансформировалась так, что самые лучшие черты её оказываются незаслуженно забытыми: массовое веселье нередко сменяется обильным застольем, где старшие, порой чрезмерно увлекшись произношением тостов, нередко становятся объектом насмешек младших. И здесь о достойном примере, к сожалению, говорить не приходится. "Адеймаг йехицан кад куы на кана, уад ын инната дар кад на ратдзысты" ("Если человек не будет чтить самого себя, то и другие не будут ему воздавать почестей").

Конечно, та традиционная основа жизнедеятельности, которая унаследована нами от наших предков, в значительной степени сохранила свое воздействие на сегодняшнее мировосприятие и во многом определяет стереотипы сознания и поведения.

Однако все нарастающие темпы социальных изменений требуют от нас большей гибкости, большей адаптивности, большей мобильности. В современных условиях такому "традиционализму", который тянет народ к прошлому, просто не остается места. Жесткие условия рыночной экономики, процессы индустриализации и урбанизации, происходящие в обществе, неизбежно приводят к разрушению типичных традиционных культур и выдвигают на повестку дня новые требования к человеку и обществу, и мы должны серьезно задуматься, как бы нам не остаться в стороне от современных глобальных преобразований и не растерять в то же время то уникальное, что досталось нам в наследство от наших предков - цельный духовно-нравственный облик народа.

Осетинская поговорка о высоком предназначении человека, его широких способностях, мужестве и красоте гласит ""Орёл красен в полёте". Но как бы высоко не летал человек, какие бы громадные и ответственные дела не решал, он всегда и неукоснительно исходит в своих решениях и поведении из, казалось бы, простых и тем не менее сложных принципов чести, совести, порядочности и многих других высоконравственных норм и правил, зафиксированных в народной мудрости. Арсенал народной мудрости учит нас и сегодня быть во всём величии человеческого назначения - творца и носителя этой культуры.

Есть надежда, что эта мудрость, если мы прикоснёмся к ней основательно, в какой-то мере поможет преодолеть те душевно-нравственные деформации, которые мы испытывали, и продолжаем испытывать сегодня.

Традиции создаются людьми и могут совершенствоваться в соответствии с новыми условиями жизни. Но это возможно только тогда, когда изменимся мы сами, когда освободимся от инерции мышления, привычного, стереотипного. Здесь всё зависит от нашего личного вклада, от нашей способности мыслить в соответствии с современными требованиями, от нашей решимости освободиться от социальной апатии, предубеждений, страха брать на себя ответственность быть первым.


Комментарии (0)  |  Добавить комментарий