Северо-Осетинский Центр социальных исследований
Проекты плюс
награды
особое


Селение Цмити Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания Южного федерального Округа Российской Федерации.
25.08.2008
О селении Цмити  |  Фотогалерея


Участники проекта:
Авторы идеи: Дзуцев С.Х., Дзуцев А.Х.
Автор статьи «О селении Цмити»: Цибиров Г.И.
Фотосъемка: Черчесова Л.О., Цогоева Ф.Б.,
Попов К., Цибиров Г.И.,
Игнатович И.В., Игнатович А.Н.
Руководитель проекта: Дзуцев Х.В.
Цмити является одним из древнейших населенных пунктов в Осетии, о чем свидетельствуют памятники материальной культуры, сохранившиеся до наших дней: жилища, башни, склепы, культовые сооружения. Но в связи с тем, что химический анализ строительных материалов не был произведен, трудно определить дату их сооружения.

село Цмити Село расположено на склоне горы Кариухох (Хъæриу) Хох на левом берегу реки Фиййагдон. Профессор А.Дз. Цагаева отмечает, что «в названии с. Цмити элемент –ти, по-видимому, является осетинским показателем множественности» [1].

Профессор Р.С. Бзаров в своем исследовании «Три осетинских общества в середине XIX века» более подробно конкретизирует название села. Он пишет: «Цмитинская община (селения Цмити, Хидикус, Урикау и Кадат) взяла свое происхождение от Цмити и трех его сыновей, ставших родоначальниками трех колен Цмитинцев, — Дадыгкатæ (Дадыкаевы), Къалохъатæ (Калокаевы) и Бадзиатæ (Бадзиевы)» [2].

Первые письменные сведения о Цмити встречаются в материалах осетинской духовной комиссии и руководителей горноразведочных партий [3].

Г.Ю. Клапрот, побывавший в начале XIX века в Осетии, дал беглое описание Цмити: «В 3 верстах ниже Харискина на правый берег реки ведет мост и находится селение Цмитти — Хидикус, или мост Цмитти. Напротив этого селения, на другой стороне Фиага, впадает сильная речка Цариттедон. На этой речке, в 4 верстах к западу, находится гора Истир Цмитти, или Большой Цмитти, а еще выше Кадат. В обоих селениях живут осетины из племени цмитти… В старых близлежащих стенах добывают селитру, которую они обменивают у соседей» [4].

Более подробные сведения о Цмити сообщает А.Головин: «Приход Лацинский (Современное село Лач в Куртатинском ущелье) составляют аулы:

  • Лачь, где церковь, в нем дымов 33, душ: муж. 176, жен. 162.
  • Хидикус на юго-западе и в трех верстах от Лачи; в нем дымов 33, душ: муж. 211, жен. 143.
  • Цмити на севере и в двух верстах от Хидикуса; в нем дымов 53, душ: муж. 233, жен. 200».

    На южной стороне аула Лачи и на севере от него стелится Цмитинское ущелье, в котором находится замечательная в предании осетин большая Цмити. Рука времени изгладила следы богатства и блеска этого древнего осетинского города, но у осетин сохранилось предание, что теперешняя деревня Цмити была богатым в Осетии городом, всегда безопасным от всех хищнических набегов, и служила единственным сборищем для сбыта и покупки разных произведений природы и их искусства.

    Ущелье это одето довольно хорошими лесами, в котором есть береза, ольха, липа и другие мелкие деревья, но все эти леса почитаются священными, и потому жители не пользуются не только деревьями, но даже и сучьями, кроме народных праздников и поминок, для этих случаев дозволяется выбирать из них сухие ветки и листья» [5].

    село Цмити Архитектурный облик поселения определяется многочисленными башенными, жилищными, склеповыми и культовыми сооружениями. Сохранились башни Габисовых, Агкацевых, Басаевых, Гаппоевых, Гумецовых, Дзускаевых, Елоевых, Караевых, Мамукаевых, Талхановых, Цекоевых. К юго-западу от села расположено святилище Тхост-дзуар. На фасадах некоторых башен и склепов зафиксированы изображения человеческих фигур. На стене башни Агкацевых в Цмити выбит петроглиф с изображением горизонтально лежащей «елочки» [6].

    В Цмити проживали фамилии Шотаевых, Басаевых, Дзитиевых, Хамицевых, Агкацевых, Талхановых, Дзускаевых (Жускаевых), Габуевых, Циноевых, Елуаевых, Мамыкаевых, Казиевых, Каргиевых, Габисовых, Гумецовых, Бибуатæ (Бибуаевых), Бзыковых, Бугаевых, Гаппаевых, Зайтовых, Хабаловых, Караевых, Карацевых, Цагараевых.

    После переселения на плоскость цимитинцы поселились в селах: Хаталдоне, Кадгароне, Нарте, Хумаллаге, Дзуарикау, Фиййагдоне, Мичурине.

    Профессор Б.П. Березов в составленной им хронологической таблице возникновения плоскостных селенийц в Северной Осетии и динамики движенияф населения с гор на плоскость приводит сведения о численности населения в Цимити. Согласно его данным, в горном селении Цимити в 1771 году проживало 90, в 1826 году — 88, в 1866 году — 48, 1886 году — 63, в 1900 году — 60, в 1917 году — 68, в 1910 году — 59, в 1927 году — 48 семей [7].

    В 1922 году 33 семейства горцев Куртатинского ущелья из местечка Цимити образовали на плоскости селение Цимити. Им отвели частновладельческий земельный участок Черкасово. Селение находилось в стороне от больших дорог, земельные наделы селений Кирово и Коста подходили почти к жилищам цимитинцев. Комиссия по переселению горцев на плоскость предложила перенести Цимити в другое место или присоединить его к какому-либо селению [7].

    В период Великой Отечественной войны многие из цимитинцев находились в рядах действующей Советской армии. Активно участвовали в боевых действиях семь братьев Бзыковых — Хасанбек, Касполат, Сослан, Гайто, Зурапп, Хадзыбечыр и Кильцикко. Лишь один Хасанбек вернулся домой с фронта, остальные братья погибли на поле боя [8].

    Активно участвовала в боевых действиях Замира Бзыкова. Она была удостоена многих боевых наград.

    В настоящее время в селе проживает 2 семьи. Выходцы из этого села иногда по народным праздникам посещают свое родовое селение Цмити.


    Примечание

    1. Цагаева А. Дз. Топонимия Северной Осетии. Ч. II. Орджоникидзе, 1975. С. 119.
    2. Бзаров Р. С. Три осетинских общества в середине XIX века. Орджоникидзе, 1988. С. 34.
    3. Русско-осетинские отношения в XVIII в. Составитель профессор М.М. Блиев. Т. I. Орджоникидзе, 1976; т. II. Орджоникидзе, 1984.
    4. Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII — XIX вв.). Орджоникидзе, 1967.
    5. Головин А. Топографические и статистические заметки об Осетии. // Кавказский календарь на 1854 год. Тифлис, 1853. С. 442.
    6. Петроглифы — высеченные на скалах, камнях различные изображения (животных, птиц, сцен охоты, войны и т. п.); относятся к концу палеолита и к неолиту; позднейшие — к средневековью. Тменов В.Х. Зодчество средневековой Осетии. Владикавказ, 1996, С. 250.
    7. Березов Б.П. Переселение осетин на плоскость. Орджоникидзе, 1980. С. 221.
    8. Саутиева Т. Светлый порог Отчизны. // Рæстдзинад, 2000 год. 14 ноября.


  • Комментарии (0)  |  Добавить комментарий