Северо-Осетинский Центр социальных исследований
Монографии, статьи, проекты, исследования
награды
особое


Республика Южная Осетия после 12 августа 2008 года: прогноз развития.
21.08.2008
Социальное исследование  |  К истории грузино-югоосетинского конфликта

Дзуцев Хасан Владимирович
Вице-президент РОС по СКФО РФ,
Директор Северо-Осетинского Центра
социальных исследований ИСПИ РАН
доктор социологических наук, профессор


Х. В. Дзуцев

В ночь с 7 на 8 августа 2008 года грузинские войска начали интенсивный обстрел столицы РЮО Цхинвала с помощью реактивных систем залпового огня «Град», артиллерии и минометов. Грузинской стороной этот акт был обозначен как «операция по наведению конституционного порядка в Южной Осетии». В результате таких активных действий среди жителей Южной Осетии более 2 тысяч погибших, свыше 35 тысяч беженцев, тысячи пропавших без вести. Почти полностью разрушены г. Цхинвал, его окрестности. Десять осетинских сел выжжены. (Из выступления Председателя Парламента РСО-А Л.Б. Хабицовой на внеочередном, 11-м заседании Парламента республики «О третьем геноциде народа Южной Осетии» // Газета «Северная Осетия» от 14 августа 2008 г., №146.) Этими методами Грузия стремилась установить контроль и провозгласить в Южной Осетии грузинскую власть. Чуть позже та же участь ожидала и Абхазию.

Вся мировая общественность разделилась на два лагеря: тех, кто возмущен вероломным нападением грузинской регулярной армии на мирное население и миротворцев и резко осуждает грузинский геноцид против осетин, и тех, кто рассматривает Грузию не как агрессора, а как страну, подвергшуюся агрессии со стороны России. Такому категоричному расколу общественность обязана в решающей мере технологиям, применяемым СМИ.

О ситуации, сложившейся в Южной Осетии после нападения грузинской регулярной армии, высказали свое мнение жители Северной Осетии в ходе массового и экспертного опросов населения Республики Северная Осетия-Алания Южного федерального округа Российской Федерации, проведенных с 10 по 18 августа 2008 года Северо-Осетинским центром социальных исследований Института социально-политических исследований РАН совместно с отделом социологических исследований и политологического мониторинга Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева и кафедрой социологии политических и социальных процессов Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова. Всего были опрошены 500 человек и 15 экспертов (юристы, социологи, политологи, преподаватели вузов, журналисты, историки, лидеры общественно-политических организаций, предприниматели). В данном опросе, как массовом, так и экспертном, пострадавшие из Южной Осетии не принимали участия.

Подбор экспертов осуществлялся в соответствии с уровнем общего представления о проблеме грузино-осетинских отношений. Важным критерием отбора были такие качества как: широкий кругозор, компетентность как в сфере международного права, так и в области истории, в частности конфликта. Некоторые из экспертов обладают ученой степенью и имеют большой опыт работы в сфере общественных отношений. Для массового и экспертного опросов были специально разработаны анкеты (по 13 вопросов в каждой).

Характеристики опрошенных (%)

Пол Возраст Образование
мужской 46,2 до 35 лет 45,8 неполное среднее, среднее, среднее специальное 59,4
женский 53,8 старше 35 лет 54,2 высшее 40,6

Как показали материалы массового опроса, практически все опрошенные серьезно обеспокоены сложившейся ситуацией в Южной Осетии и следили за событиями, которые происходили в республике (98,8%), и всего 1,2% респондентов затруднились ответить на вопрос, что, скорее всего, является фоновой ошибкой.

Вы следите за событиями, которые происходят в последние дни
в Южной Осетии, внимательно, не очень внимательно или вообще о них не знаете?

Варианты ответов %
безусловно, внимательно 84,9
скорее, внимательно 13,9
скорее, не очень внимательно 0,0
безусловно, не очень внимательно вообще не знаю о событиях 0,0
затрудняюсь ответить 1,2

Полученные данные свидетельствуют в целом о высокой степени тревожности в североосетинском социуме, что объяснимо близостью народов двух Осетий. И не только. Северная Осетия — приграничная республика РФ. Население РСО-А очень хорошо осознает сложность геополитического положения своей республики в условиях расширения интересов США на Кавказе, реализуемых по разным каналам, и в частности через марионеточное грузинское руководство. Именно поэтому для социума были важны действия России в последней кавказской войне.

В том, что Грузия напала на Южную Осетию, уверены 94,8% опрошенных респондентов. Из них 7,6% респондентов отметили вариант ответа «скорее, Грузия». Считают, что грузино-югоосетинский конфликт произошел по вине «обеих сторон в равной степени» 3,5% респондентов. Затруднились ответить на данный вопрос совсем незначительное число опрошенных — 1,7%.

Кто спровоцировал войну: Грузия или Южная Осетия? Или обе стороны виноваты в равной мере?

Варианты ответов %
безусловно, Грузия 87,2
скорее, Грузия 7,6
обе стороны в равной мере 3,5
скорее, Южная Осетия 0,0
безусловно, Южная Осетия 0,0
затрудняюсь ответить 1,7

Как видим, никто не сомневается в том, что этот конфликт был спровоцирован грузинской стороной при поддержке некоторых лидеров западных стран, что и подтверждают ответы экспертов:

  • В том, что Грузия совершила акт агрессии, я обвиняю и наших дипломатов. Раньше российские дипломаты были на порядок лучше, и если проследить за их сегодняшними дипломатическими действиями, сильно чувствуется непрофессиональность. Теперь уже никто никому не верит, так как мир изменился до неузнаваемости, и теперь во всем нужны доказательства. Для этого существуют независимые наблюдатели. Грузия же моментально дислоцировала средства массовой информации, показав свою подготовленность к данному конфликту. А российские дипломаты как будто абсолютно не понимали суть дела, что говорит либо о малообразованности, либо о непонимании проблемы, либо о медлительности. Если учитывать, допустим, что в Московский государственный институт международных отношений могут принимать на коммерческой основе, и в состав студентов — будущих дипломатов попадают учащиеся из групп отсева, то можно себе легко представить, какими дипломатами они могут стать. В итоге мы имеем то, что имеем. Вполне возможно, что дипломатические места они покупают точно так же, как покупают должность министра или же другие должности в иерархической властной структуре РФ. То есть они же — продукт коррупции, как и весь чиновничий аппарат страны. Ждать от них качественной работы и того, что они патриоты своей страны, не приходится.

  • На радиостанции «Эхо Москвы» проходила дискуссия, в которой участвовали Николай Злобин и политолог из США. Разговор шел о том, что пропагандистскую войну Россия явно проигрывает. В РФ не нашлось такого человека, который смог бы на хорошем английском языке объяснить позицию Москвы без ярких заявлений типа «мы вас разгромим».

  • Примерно три года назад абхазские власти жаловались на то, что МИД России присылает туда в качестве советников весьма высокопоставленных людей, которые почти не разбираются в ситуации в Абхазии. И сотрудники абхазского МИДа меня попросили как гражданина России и как ученого каким-то образом довести до российского руководства, чтобы оно осторожнее подходило к этим вопросам и присылало хорошо разбирающихся в ситуации людей. В Абхазии жаловались на то, что, присылая к ним таких малоподготовленных людей, российское руководство выражает этим свое безразличие к проблемам Абхазии. И, конечно, на это нужно обратить более пристальное внимание.

  • У наших состоятельных соседей ребенок был с определенной девиацией, но тем не менее его переводили из класса в класс, затем часть семьи переехала в Москву, и, как нам потом стало известно, ребенок поступил в Московский государственный институт международных отношений на коммерческой основе и окончил его. Уверен, с такими финансовыми возможностями родители вполне могли купить для своего ребенка должность в каком-нибудь дипломатическом корпусе.

  • В США существует канал «Russia Television», по которому показывают новости в Америке. Они освещают события с точки зрения российской стороны. А граждане США будут на нашей стороне только в том случае, если мы предоставим факты. Для того чтобы напасть на Ирак, администрацией Буша была проведена огромная «просветительская» работа. Америка убедилась сначала, что весь мир хотя бы услышал ее мнение. Она убедила мир и, самое главное, американцев, в том, что в Ираке есть ядерное оружие. Только когда администрация Президента США получила поддержку американского народа, она развязала войну в Ираке. А мы посчитали достаточным то, что сами знаем всю правду, и что все будут считаться с этой правдой. И это примитивная точка зрения. Надо показывать свою правду, начиная с истории проблемы и уважая позиции всех сторон.

  • Создается впечатление, что происходит вестернизация традиционного (подавляющая часть грузин занимается сельским хозяйством ) грузинского общества. (В структуре национального дохода Грузии доля промышленности составляет 22%, сельского хозяйства — 58% (см. подробнее: Новый энциклопедический словарь. М., 2006, с.299.) США навязывают свои ценности бывшим республикам СССР, которых мы упустили из-за слабой дипломатической работы МИДа РФ после распада СССР. Грузины очень хорошо освоили внешние стороны западной культуры: высокий уровень потребления, комфорта, индустрии, досуга. Но не культуру труда, что является основой западной культуры. Как мне кажется, у грузин создается ложное представление о том, что такое «большое богатое государство» как США поможет, и они начнут жить так же хорошо, как во времена Советского Союза. Понимания того, что у американцев свои интересы и они для Америки куда важнее интересов грузин, нет. Результат вестернизации Грузии налицо. Создано автократическое государство, поддерживающее западное цивилизационное начало в условиях отсутствия демократии в Грузии.

  • К вопросу о том, кто спровоцировал войну, подходить надо более широко. Здесь в глобальном масштабе сталкиваются интересы России и интересы Америки, которая подбирается к Южному Кавказу — «лифту» к Каспийскому морю. Вовлеченность Америки является основательным и решающим. Именно вовлекаясь всесторонне, она и решилась на эту авантюру.

  • На сегодняшний день ясно, и это уже признало руководство Евросоюза в лице Президента Франции Н. Саркози: «Грузия осуществила акт агрессии. Я думаю, со временем все большее число государств с этим согласится. Само нападение было неожиданным, а агрессия созревала в недрах грузинского руководства давно».

  • Нападению потворствовали США, целый ряд европейских стран и стран СНГ: Украина, прибалтийские государства, Польша, Чехия, Хорватия, Израиль, Турция и другие. Все они имели целью продать наступательное вооружение. Эти страны имеют свои разведки и прекрасно знают об отношениях Грузии и Южной Осетии. Но главная виновная страна — это, конечно, США. Главная ее задача — полное вытеснение России с Черного моря и контроль над трубопроводом, идущим через Тбилиси.

  • Грузия никогда бы не отважилась на такие широкомасштабные действия, если бы не чувствовала за своей спиной огромную помощь — и моральную, и материальную, во-первых, США, во-вторых, тех стран, которые идут в фарватере политики США. Я назову в первую очередь Великобританию, прибалтийские страны, Польшу. В течение трех последних лет грузинские силы тренировались в лагерях развитых стран Европы и получили там высокую воинскую подготовку. Армия Грузии закупила множество военного вооружения. Все это и подтолкнуло Грузию к агрессии.

  • Благодаря потворству третьих стран, преследовавших свои геополитические интересы (соседство с Ираком и Ираном, действующие нефтепроводы, газопроводы), Грузия решилась на конфликт. Эти страны — США, Англия, в меньшей степени Франция, Германия, в большей степени страны Прибалтики, страны бывшего Варшавского блока.

  • Потворствовали грузинской войне в Южной Осетии США, их союзники и восточноевропейские страны, Украина. Потому что США интересуют геополитическое положение Грузии, близость к Ирану, Ираку. В Грузии США могут размещать свои военные базы, чтобы уверенно себя чувствовать в этом регионе. Вторая причина — ослабление позиций России в Закавказском регионе. Восточноевропейские страны выслуживаются перед США и в них преобладают антироссийские настроения. Россия слишком большая, сильная, что мешает США контролировать политическую, экономическую ситуацию во всем мире. Россия для Америки — сдерживающий фактор во многих отношениях. Страх перед усилением влияния России, расширение сферы влияния России. Держать Россию выгодно в таком расслабленном состоянии.

Практически все опрошенные (98,2%) считают, что руководство РФ поступило правильно, направив российские войска для участия в боевых действиях в Южной Осетии. Из них 89,5% респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, правильно или неправильно поступило руководство России, направив российские войска для участия в боевых действиях в Южной Осетии?» ответили «безусловно, правильно» и 8,7% — «скорее, правильно». 1,2% респондентов отметили «скорее, неправильно» и только 0,6% «затруднились ответить».

Правильно или неправильно поступило руководство России, направив российские войска для участия в боевых действиях в Южной Осетии?

Варианты ответов %
безусловно, правильно 89,5
скорее, правильно 8,7
скорее, неправильно 1,2
безусловно, неправильно 0,0
затрудняюсь ответить 0,6

Во время опроса некоторые респонденты приводили сведения, полученные от пострадавших, которые понимают, какую важную роль в жизни граждан Южной Осетии играет Россия, так как, если бы не российские войска, то конец неминуемо был бы более ужасающим.

Ответы экспертов по данному вопросу следующие:

  • Я считаю, что Россия очень даже правильно поступила, направив в Южную Осетию свои войска, и думаю, что надо было давно четко обозначить российскую позицию в этом вопросе. Ведь ни для кого не секрет, что российское руководство и российские политики четко знали, куда направлены интересы западного мира и чего они хотят. Но достаточно основательного повода для такого вмешательства у России не было до сих пор, а более раннее вступление России в этот процесс в таком силовом варианте западный мир не воспринял бы, и сложнее было бы доказывать свою правоту. А после геноцида осетин, естественно, у мирового сообщества связаны руки. У нас есть достаточно доказательств, которые не только оправдывают, но и обосновывают и подтверждают правоту России в этом вопросе.

  • Россия направила свои войска для того, чтобы сохранить жизнь тысячам людей. Это было сделано своевременно, а, может быть, даже с опозданием. Действия РФ являются самым гуманным актом, сохранившим многие тысячи жизней. Россия этим шагом показала, что она не только великая держава, которая имеет свой голос, но и страна, в которой реализуются принципы демократии и человеколюбия.

  • На мой взгляд, необходимо было полностью разрушить грузинскую инфраструктуру — все военные аэропорты, заводы, принимающие участие в ремонте военной техники.

  • Главный режиссер событий — США, а не Грузия или Россия. США заинтересованы в продолжении и разрастании конфликта на Кавказе, потому что Россия слишком активно мешает установлению противоракетной обороны. Американцы на этом не остановятся, они будут создавать другие проблемы, например в Прибалтике. Процесс восстановления города Цхинвала будет нелегким, и никаких переговоров между Россией и Грузией быть не может. Да и европейцы, разделяя позицию американцев, сильно вмешиваются в этот конфликт.

  • Я думаю, можно было бы предупредить конфликт, а не войну. Российская власть знала, что назревает эта война, но оказалась к ней не готова.

  • Однозначно не поддерживали Россию страны-«союзники», помня тоталитарный режим, времена, когда Таллинном, Киевом и др. жестко руководили из Москвы. Обида сохранилась в сердцах лидеров этих стран и до сих пор. У зарубежных стран открытая борьба за Кавказ идет уже по меньшей мере 200 лет. Во время войн России с кавказскими народами (1817-1864), с Турцией (1735-1739), войн с участием Ирана (1722-1723) всегда за их спинами скрывалась в первую очередь Англия, во вторую — Франция. Эти страны еще с той поры выступали против политики России на Кавказе, уже тогда у них были свои интересы здесь из-за богатых нефтяных районов, стратегического пути, связывающего Европу со странами Ближнего Востока, Передней Азии, Малой Азии и поэтому эта преемственность борьбы за Кавказ сохраняется. Контроль над этой территорией — это контроль над странами Азии, Ираном, Афганистаном. Поэтому Англия, США и европейские страны на стороне Грузии. Россия слишком большая и мощная страна, внушающая опасения. Экономические и политические интересы склоняют большие страны Запада поддерживать Грузию, несмотря на явные преступления грузинской стороны, ведущие к гибели большого числа людей.

  • Правительство РФ поступило совершенно верно. Можно проследить цепь событий, которые последовали бы за потерей Южной Осетии. Мы бы потеряли полностью контроль над закавказскими территориями. Боль пострадавших людей постепенно бы притупилась, но мы знаем, что были и более кровопролитные войны. Следующим шагом была бы агрессия на территории Северного Кавказа. Ведь там проживают мусульманские народы, веками боровшиеся с Россией, и сепаратистские настроения их лидеров до сих пор сохраняются, тем более они подпитываются экономическими интересами в виде евро, долларов. Мы могли бы потерять территории вплоть до Ставропольского края. Россия на протяжении многих лет тратит огромные средства, чтобы поддерживать равновесие на Кавказе. Около 300 лет османская Турция воевала с Россией и проиграла в этой войне. Теперь Каспийское море отделяет Турцию от мусульманских анклавов. Почему бы не возродить надежды, когда Турция пыталась создать империю больше, чем империя Александра Македонского с присоединением Ирана и Средней Азии? По реке Волге тоже находятся мощные мусульманские анклавы: Татарстан, Башкортостан и более мелкие мусульманские народы. Существует и борьба цивилизаций — христианской и мусульманской. Если бы не вмешались российские войска, так обоснованно и твердо, то эта ползущая агрессия не остановилась бы, и Россия встала бы перед проблемой: как сохранить свою целостность? Россия могла бы вернуться к границам, которые существовали при Иване III (Иван III (1440-1505), великий князь Владимирский и Московский// Новый энциклопедический словарь. М., 2006, с. 414.). Поэтому РФ, несмотря на окрики мирового сообщества, действовала решительно и твердо. Исход этой борьбы пока, к сожалению, не предрешен.

У многих жителей как республик Северного Кавказа, так и всей России было желание добровольно помочь Южной Осетии личным участием. В связи с этим возник вопрос о целесообразности добровольческого движения. По материалам массового опроса, данное движение поддерживают более чем половина опрошенных — 68,6% (из них 50,6% опрошенных ответили «безусловно, помогать» и 18,0% — «скорее, помогать»). Более чем десятая часть респондентов против того, чтобы российские власти помогали отправке добровольцев в Южную Осетию (16,2%: «скорее запретить» — 9,3%, «безусловно, запретить» — 6,9%).

Как должны действовать российские власти: помогать отправке добровольцев в Южную Осетию, запретить их отправку или не вмешиваться — не помогать, но и не запрещать отправку добровольцев в Южную Осетию?

Варианты ответов %
безусловно, помогать 50,6
скорее, помогать 18,0
не вмешиваться, не помогать, но и не запрещать 12,2
скорее, запретить 9,3
безусловно, запретить 6,9
затрудняюсь ответить 3,0

Эксперты-юристы оценивают данное явление следующим образом:

  • Если говорить с правовой точки зрения, то, может быть, Россия потому и медлит в отправке туда добровольцев, что этот вопрос нельзя отдавать на «откуп» частной инициативе. Это государственный вопрос, и решать его должны только его руководство и его армия. Но с другой стороны, югоосетинскому народу и его руководству нужно самим позаботиться о защите своих интересов. В этом случае отправка туда добровольцев является обоснованной. Она должна быть инициирована со стороны РЮО и в целом осетинского народа.

  • Запретить людям защищать братьев по крови, братьев по оружию невозможно. Приходить на помощь находящимся в беде всегда было присуще народам Кавказа. Добровольцы шли защищать свои дома и дома своих братьев.

  • Сейчас другое время. Против армий должны воевать профессионалы. Добровольцы могут участвовать только в длительной партизанской войне.

  • Сегодня жизнь совсем другая. Уровень подготовки военных тоже другой. Поэтому против специально обученных подразделений должны выступать такие же подразделения.

  • А могут ли российские власти запретить добровольцам отправляться в Южную Осетию без риска дестабилизации обстановки на Северном Кавказе? Я думаю, не могут. Может быть, такой вариант рассматривался в Москве — чтобы добровольцы сами защитили Южную Осетию.

  • Российские власти могут поступать двояко. С одной стороны, не содействовать отправке добровольцев, сославшись на мощь российской армии. С другой стороны, если допустить и поощрять участие добровольцев в защите осетинской территории, то здесь мы имеем большой политический выигрыш: то есть против агрессии Грузии восстали многие народы РФ, они проявили солидарность (чеченские, кабардинские, карачаево-черкесские и казачьи отряды). Когда они входят на территорию Южной Осетии для защиты мирных граждан, для восстановления конституционного порядка, они демонстрируют приверженность Москве, единой родине — России. Здесь превалирует культурный фактор. Я считаю, что поощрять добровольцев все-таки необходимо.

Как уже было сказано выше, вся инфраструктура Южной Осетии разрушена, и жизнь там практически невозможна. Для восстановления необходимы значительные финансовые вливания. Так, российское руководство приняло решение выделить не менее 10 млрд рублей на восстановление разрушенного жилья в Цхинвале и других населенных пунктах Южной Осетии. В связи с этим респондентам и экспертам был задан вопрос о том, правильное это решение или нет. По мнению большинства респондентов, это решение «правильное» — 97,1% (из них 86,0% — «безусловно, правильное», 11,1% — «скорее, правильное»). С этим мнением не согласились 2,3% опрошенных, а 0,6% респондентов затруднились ответить.

Российское руководство приняло решение выделить не менее 10 млрд рублей на восстановление разрушенного жилья в Цхинвале и других населенных пунктах Южной Осетии. Это правильное или неправильное решение?

Варианты ответов %
безусловно, правильное 86,0
скорее, правильное 11,1
скорее, неправильное 2,3
безусловно, неправильное 0,0
затрудняюсь ответить 0,6

Как видим, практически все опрошенные выступают за то, чтобы российское руководство помогало Южной Осетии. Мнение экспертов по этому поводу следующее:

  • Большинство в РЮО — это граждане России. К тому же Россия как бывшая наша метрополия несет определенную ответственность по отношению к этим гражданам, которые оказались беззащитными после распада СССР. И эта помощь является обоснованной.

  • Вопрос в том, чтобы средства были как можно быстрее и эффективнее вложены. Это нужно для того, чтобы социальная необустроенность людей не согнала их с насиженных мест. Чем быстрее восстановят всю инфраструктуру социального характера, тем лучше. Также меня беспокоит сохранность этих средств. Откровенно говоря, у нас есть «хищники», способные наживаться на любых деньгах, даже на чужой крови. Должна быть обеспечена полная прозрачность денежных потоков, чтобы ни у кого не возникало никаких иллюзий.

  • Россия сделает все, чтобы построить новый город. Потом подключатся и многие регионы, и это будет цветущий город с развитой инфраструктурой.

  • Без этих денег Южная Осетия — пустыня. Благодаря этим деньгам беженцы вернутся в свою республику.

  • Это первый взнос. И Россия сделает все, чтобы был новый город. Вот уже Правительство Москвы было здесь и обещало построить целый микрорайон с развитой инфраструктурой. И будем надеяться, что другие районы и области тоже примут участие в этом и внесут свою лепту.

  • Эта сумма была выделена для того, чтобы разделить между собой. Я не знаю, правильно это или неправильно. И эти деньги выделили из наших зарплат, а не из бюджетов олигархов, которые и затеяли эту войну. И при той коррумпированности, которая имеет место в России, я думаю, это напрасная трата.

  • Для того чтобы Южная Осетия могла жить достойно и самостоятельно, необходимо помочь восстановить город, в который вернутся жители. Но стратегическая задача — заложить основу экономического развития республики. Чем постоянно «подкармливать» людей гуманитарной помощью, культивируя иждивенческие настроения, лучше помочь в создании современной экономической базы, способной обеспечить людей рабочими местами, а республику — собственными доходами для содержания и армии, и социально уязвимых слоев населения.

  • Разумеется, правильное решение. Но думаю, 10 млрд рублей будет недостаточно. Тем более это наши соседи, граждане России, которая ответственна за то, что произошло. Высока вероятность того, что со временем Южная Осетия войдет в состав РФ.

  • Все временно перемещенные лица, с которыми я беседовал в миграционной службе, выражают желание жить в Южной Осетии, даже несмотря на перенесенные лишения и горе. Все они очень преданы своей родине. Территория без заселения — эта одна ситуация, территория с заселением — совсем другая. Так что восстановление Цхинвала и всей территории — очень верный шаг. Необходимо, чтобы часть населения, которая проживает в Северной Осетии, тоже выехала на родину. Фактически эта будет единая Осетия с хорошими связями, разделенная только географически.

  • Я боюсь вот чего: обычно беженцам в первое время все активно помогают, но потом о них просто начинают забывать. Было бы хорошо, если бы Россия быстро решила проблему восстановления Южной Осетии, чтобы все беженцы возвратились на родину; это был бы самый хороший, цивилизованный вариант. Но для этого необходимо, чтобы эти деньги не разворовали. Это самое страшное. Нельзя бездумно раздавать деньги беженцам, жизнь показывает, что они эти деньги быстро проедают, надо вкладывать в восстановление Цхинвала, нужно, чтобы народ Южной Осетии быстрее вернулся домой, а потом говорить о форме государственности.

  • Вопрос о статусе Южной Осетии необходимо отстаивать, пока Европа не примет решение признать РЮО суверенной. Я бы на месте нашего руководства начал пропаганду того, что Грузия творит с Осетией, и начал бы с прошлых конфликтов, подняв историю конфликта с 20-х годов ХХ века. А СМИ никогда не откажутся от подобных историй, причем они должны быть интересными и сенсационными. То есть по большому счету Россия должна усвоить пример поведения Грузии, которая действует по учебникам о ведении пропагандистской войны, и делать то же самое.
    Чтобы на самом деле убедить всех, что российская статистика — это правда, нужно показывать ее, эту правду, поместить список погибших в Интернете, открыть международный фонд помощи, показывать этих детей, стариков, истории пострадавших. Кстати, Косово доказало свою правоту, выкопав трупы убитых и представив вещественное доказательство того, каково было на самом деле число убитых. Таким образом, России нужно с помощью иностранных свидетелей произвести полный анализ. Никто не станет воспринимать позицию России, пока третья сторона не поддержит ее.

Несмотря на то что 12 августа 2008 года на территории Южной Осетии закончились крупномасштабные боевые действия грузинских войск, есть опасность возобновления подобных акций, и с целью определения прогнозов респондентам и экспертам был предложен вопрос: «Как Вы думаете, долго ли будут продолжаться крупномасштабные боевые действия в Южной Осетии?» Учитывая, что опрос начали проводить 10 августа, т.е. за два дня до официального объявления об окончании крупномасштабных действий, 42,9% респондентов были уверены в том, что военные действия «закончатся в течение нескольких дней». И почти такое же число респондентов были уверены в том, что конфликт продлится более чем на неделю — 42,0% респондентов (из них: продлятся от недели до месяца — 14,8%, затянутся более чем на месяц — 27,2%). 15,1% опрошенных затруднились ответить, что вполне понятно, ведь не все обладают полной информацией и соответственно в такой ситуации предлагать свой вариант развития не каждый решается.

Долго ли будут продолжаться крупномасштабные боевые действия в Южной Осетии?

Варианты ответов %
закончатся в течение нескольких дней 42,9
продлятся от недели до месяца 14,8
затянутся более чем на месяц 27,2
затрудняюсь ответить 15,1

Мнение экспертов по этому поводу следующее:

  • Я думаю, что крупномасштабных действий в РЮО уже не будет, и в данном случае точной информацией я не обладаю, но российскому контингенту миротворцев нужно было из всех территорий бывшей РЮО вытеснить все грузинские формирования и установить там югоосетинскую власть. Сейчас, как только начнется обсуждение конфликта в мирных условиях, всем станет понятно, что Президент Грузии поступил очень опрометчиво. Вопрос даже встанет, я думаю, о его ответственности и о его отставке.

  • На какое-то время стрельба прекратится, потому что дальнейшая эскалация крайне невыгодна Саакашвили. Он может быть изолирован. Даже из СНГ он не выйдет, потому что после того, как представит документ Киргизии, он сразу останется без газа, электроэнергии, которыми пользуется Грузия. Прошел митинг, где выступали Ющенко, Качинский. Саркози как опытный политик на этот митинг не пошел, хотя определенный реверанс Грузии он все-таки сделал. Это означает, что Евросоюз, Европа под давлением США. Этому давлению не поддается Израиль, который объявил, что прекращает какие-либо поставки оружия Грузии. Сегодня я могу сказать, что не надо было направлять туда ополченцев. Призвали много разных структур — милицию, спецподразделения, войска Минобороны. Они не подчиняются друг другу, и поэтому должной координации не было. То есть должной организации боевых действий со стороны российских войск не было, и этот урок должен быть усвоен. В пример можно привести то, как были организованы действия формирований в Кодорском ущелье — все четко, и грузины оттуда бежали, хотя их контингент состоял из 8 000 бойцов, которые были подготовлены теми же натовскими инструкторами. Сейчас Абхазия развивается, мир и стабильность на какой-то период установились, что является очень важным моментом для подготовки к Олимпиаде 2014 года. То, что Россия вынуждена была попятиться назад из-за Евросоюза, — очевидный факт. Агрессия повторяется по нарастающей, с каждым разом становится все более кровавой, и возвращение грузин в их села можно считать фактом напрасных жертв. Есть два выхода: первый — «консервация» конфликта, то есть возврат грузин в свои села с дальнейшей вялотекущей стадией противостояния, или второй — эти села примкнут к городской черте и будут под юрисдикцией мэрии Цхинвала. При первом варианте мало кто из жителей Южной Осетии вернется на родину. Люди возвратятся, когда эти села будут снесены, когда будет создана зона безопасности, а войска будут находиться в этой зоне. Признания независимости не может не быть, иначе мир в Южной Осетии никогда не будет.

  • Чтобы остановить военные действия в г. Цхинвале Южной Осетии, надо грамотно показать мировому сообществу, что там произошло. И это не только политическая война, но и война средств массовой информации, в которой, увы, мы пока проигрываем. В СМИ США было заявлено, что в столице РЮО были убиты 44 гражданина, тогда как Россия предоставила информацию о 2000 убитых. Атака идет не от Саакашвили даже, а от Общества защиты прав человека, которое ссылается на больницу г. Цхинвала, заявившую, что в первый день боевых действий к ним поступили 270 раненых и 44 погибших. Говорят, что это единственная больница в городе, и что там должно быть больше погибших. Как будто они не понимают, что в первую минуту конфликта так и бывает, что раненые и убитые поступают в больницы несколько позже. Они даже не могли эвакуировать пациентов. И мы не понимаем пока до конца, насколько важно, чтобы вся правда вышла наружу. И не только из уст россиян, но и международных организаций. России необходимо представить вещественное доказательство того, что на самом деле происходило. Без этих фактов никто нам не поверит.

  • Соглашусь здесь с мнением нашего президента о том, что боевые действия в принципе закончены. Уверен, что Грузия поняла, что не на тех подняла руку. Саакашвили оказался крайне легкомысленным президентом, который выдавал желаемое за действительное. Очень легко было предположить, исходя из обстановки и политики России, что Россия не оставит в беде Южную Осетию. Любой мог дойти до этого, кроме Саакашвили. Надеюсь, в дальнейшем он поймет, что нет никакого смысла повторять нечто подобное.

  • Крупномасштабные действия на данный момент уже закончились. Сейчас наступила другая фаза — разведывательные действия, уничтожение возможных очагов сопротивления. Все это будет, однозначно.

  • Это практически невозможно предугадать. Россия уже обозначила себя. Более того, ракетные установки, которые были выдвинуты в селении Зарамаг РСО-А, в любой момент могут сработать. Поэтому не все так просто.

  • Видимо, крупномасштабных действий в Южной Осетии не будет, так как войска Грузии уже не в состоянии противостоять. Грузию, видимо, западные страны убедили не усугублять ситуацию. Я думал, что Россия ставит перед собой задачу уничтожить военную инфраструктуру в Грузии, но ее, видимо, остановили на полпути. Генштаб признал, что недооценил военный потенциал Грузии.

  • Крупномасштабных боевых действий не будет. Возможны отдельные вспышки, провокации, перестрелки. История показывает, что любая война должна закончиться миром. В Грузии есть и здравые силы, которым пока не дают выйти на авансцену. Они понимают, что нет смысла бороться за несколько бедных деревень. Нужно поднимать уровень жизни населения Грузии.

  • На мой взгляд, агрессия Грузии — это только небольшой эпизод начинающейся большой войны на Кавказе. Можно, конечно, успокоить себя модным мнением о психической несостоятельности грузинского президента. Но надо отдавать себе отчет в том, что данная военная операция была тщательно подготовлена. И в этой подготовке участвовали грузинские, а в еще большей степени — американские власти. И если грузинское правительство мы можем считать марионеточным, то нельзя недооценивать мощную, опытную, сильнейшую, агрессивную и амбициознейшую американскую военную машину. На поверхности сейчас только действия этой машины на информационном поле, и мы видим, насколько они целенаправленны. Мы ведь понимаем, что Кондолиза Райс обладает полной и самой достоверной информацией о войне в Южной Осетии, о геноциде народа. Но для чего она игнорирует ее? Для чего искажается подлинная картина происходящего СМИ Америки, Украины, Грузии, ЕС? На территории Украины российские телевизионные каналы транслируются только кабельным телевидением. Украинские новостные передачи изобилуют выступлениями Саакашвили, в которых он, например, недоумевает: «Зачем России понадобилось разгромить мирный и маленький город Цхинвал?» Ни ООН, ни НАТО не желают видеть в происходящем агрессию Грузии против осетин, а голоса тех, кто винит Грузию, малочисленны и слабы настолько, что их никто не слышит. Возникает вопрос: «Почему международные организации не прилагают усилия для получения объективной картины конфликта?» Если это происходит под давлением США, то зачем американцам прикладывать столько усилий, чтобы опровергать очевидные факты? Глядя на реакцию «демократического» Запада на военный конфликт в Южной Осетии, на агрессивную международную политику США, я понимаю, что война не окончена.

Как известно, авторитет любого руководителя зависит в первую очередь от грамотно принимаемых решений как в спокойное время, так и в чрезвычайных ситуациях. По результатам опроса авторитет как российских лидеров, так и Президента Южной Осетии, по мнению большинства респондентов, возрос: 87,3% — «у Дмитрия Медведева»; 92,3% — «у Владимира Путина»; 70,8% — «у Эдуарда Кокойты». В отношении Президента Южной Осетии 9,3% опрошенных считают, что его авторитет не поднялся, и более десятой части опрошенных затруднились дать оценку (13,9%). Эти проценты вполне ожидаемы, так как погибло и пострадало огромное число жителей республики, а югоосетинская власть не смогла их защитить, несмотря на громкие высказывания руководства РЮО о высокой готовности к защите интересов югоосетинского народа еще до начала кровавых событий.

Поднялся ли авторитет Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, Председателя Правительства Владимира Путина, Президента Республики Южная Осетия Эдуарда Кокойты после отражения грузинской агрессии?

Варианты ответов Дмитрий Медведев Владимир Путин Эдуард Кокойты
безусловно, поднялся 71,3 72,0 48,3
скорее, поднялся 16,0 20,3 22,5
скорее, не поднялся 7,3 5,3 6,0
безусловно, не поднялся 0,0 0,0 9,3
затрудняюсь ответить 5,4 2,4 13,9

По данному вопросу мнение экспертов, принявших участие в опросе, следующее:

  • Я думаю, что грузинская агрессия подняла авторитет Дмитрия Медведева, потому что в таких условиях он занял принципиальную позицию, и на его плечи легла такая ответственность.

  • Я думаю, что авторитет Президента РФ, скорее, поднялся, потому что Д. Медведев в эти дни показал себя как достаточно жесткий руководитель. И то, что он продемонстрировал некую независимость от точки зрения мирового сообщества, это тоже, наверное, непростой шаг. В этой ситуации только Куба нас поддержала. Практически в полной изоляции принять решение очень сложно.

  • Россия этой акцией продемонстрировала три позитивные вещи для себя. Во-первых, то, что она не терпит такое давление со стороны Запада и готова адекватно отвечать. Что она не будет «проглатывать» все обиды и готова защищать державные интересы. Во-вторых, то, что Россия оперативно приходит на помощь своим, не бросает в беде. В-третьих, Д. Медведев все-таки выполнил программу минимум — отстоял Южную Осетию и Абхазию, но Саакашвили все-таки не сверг. Россия сейчас находится в выгодной позиции.

  • По сравнению с Медведевым Владимир Путин выглядит более либеральным. Он показал, что он не просто премьер-министр, а как минимум второй президент.

  • Авторитет председателя правительства Владимира Путина, безусловно, поднялся, и, на мой взгляд, все-таки силовой блок правительства одержал в какой-то степени победу над так называемым либеральным, потому что ужесточение внешней политики (то, что мы сейчас наблюдаем), безусловно, будет происходить. Путин только усилил свои позиции.

  • В первые дни конфликта Президента РЮО ни слышно, ни видно не было. И только когда наметился перелом в ситуации, когда российские войска подошли, когда мы увидели, что началось спасение людей, вот тогда мы начали часто видеть на экранах господина Э. Кокойты. На мой взгляд, его авторитет, скорее всего, не поднялся.

  • О рейтинге Э. Кокойты однозначно не могу сказать. Повысился рейтинг Северной Осетии, которая приняла на себя большинство хлопот по обустройству беженцев.

  • В случаях, когда идет такая война, народ сплачивается вокруг своего лидера, забывая старые обиды. Но все-таки Эдуард Кокойты выполняет определенные функции, выражает интересы народа. Хотя к нему могут быть вопросы: почему настолько не были готовы, что город сдали за короткое время? Ведь власти Южной Осетии заверяли собственный народ в том, что обладают достаточным военным потенциалом не только для защиты, но и для ведения боевых действий на территории противника! Куда делись средства, которые выделялись для этих целей?

  • Эдуард Кокойты пользуется большим авторитетом в первую очередь среди своего народа. Да и в России тоже.

В Обращении Парламента РСО-А к Президенту РФ Д.А.Медведеву, Председателю Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации С.М.Миронову, Председателю Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Б.В.Грызлову и мировому сообществу, принятом на 11-м внеочередном заседании Парламента РСО-А 12 августа 2008 г., сказано, что «депутаты Парламента Северной Осетии, пытаясь не допустить третий геноцид осетинского народа, неоднократно обращались к российскому руководству о признании независимости Южной Осетии. К сожалению, трагедия вновь повторилась, и масштабы ее — ужасающие… Мы считаем, что гарантом безопасности югоосетинского народа может быть только Российская Федерация… Учитывая масштабы жесточайшей трагедии, жертвы и страдания, выпавшие на долю осетинского народа, значительные разрушения, огромное число беженцев, а также руководствуясь нормами и принципами международного права, Парламент Республики Северная Осетия — Алания вновь просит вас рассмотреть вопрос о признании Российской Федерацией независимости Республики Южная Осетия». (Газета «Северная Осетия» от 14 августа 2008 г., №146.)

Каково же мнение участников опроса, граждан Северной Осетии относительно статуса Республики Южная Осетия? Эмпирический материал показал, что большая часть респондентов (68,7%) за то, чтобы РЮО была в составе Российской Федерации, в том числе 42,7% видят ее отдельным субъектом РФ, а 26,0% предполагают объединение с Северной Осетией в один субъект РФ. 14,7% респондентов считают, что Южная Осетия может и должна существовать как суверенное независимое государство. Такая же часть опрошенных считает наиболее целесообразным на данном историческом этапе развития РЮО вариант временного международного руководства. Но никто не думает, что осетины могут остаться в составе Грузии.

Какой статус может получить Южная Осетия после разрешения грузино-югоосетинского конфликта?

Варианты ответов %
Суверенное независимое государство 14,7
Республика Южная Осетия в составе Российской Федерации 42,7
Единая Осетинская республика (объединение Северной и Южной Осетий) в составе Российской Федерации 26,0
Республика Южная Осетия в составе Грузии (как автономия) 0,0
Республика Южная Осетия под временным международным руководством 14,7
Затрудняюсь ответить 1,9

Мнения экспертов следующие:

  • Я думаю, что Запад будет затягивать этот процесс. Он поставит вопрос таким образом, чтобы сохранить целостность Грузии. Я думаю, что Россия должна в скором времени принять решение о признании независимости РЮО и установить на него гарантию безопасности. Я бы принял признание независимости, так как после случившегося геноцида югоосетинского народа они не могут уже жить в составе одного государства с уничтожающим их народом. Поэтому надо признать независимость РЮО и приступить к формированию социальной сферы, структуры власти и обозначению ее границ. В настоящее время такое решение для мирового сообщества было бы нецелесообразным. В глазах мирового сообщества это может показаться как отторжение чужой земли. Поэтому мы должны требовать не присоединения к России, а признания независимости. Если в будущем это государство решит присоединиться к РФ, то существует законная процедура включения другого государства в состав России, но сразу этого делать не стоит.

  • Если руководители всех стран не сошли с ума, как это произошло с Саакашвили, то вопрос о независимости Южной Осетии можно считать решенным. Уже де-факто Южная Осетия независима. Возврат Южной Осетии в Грузию исключен, как и Абхазии. Сейчас Грузия показала свое истинное отношение к осетинам. Южная Осетия за 15 лет выстрадала свою независимость. Объединение двух осетинских республик — это естественное объединение двух систем. Это вопрос времени и не самый главный вопрос. Главное, чтобы осетины на Юге сохранились как народ, и их нормальное достойное человеческое развитие было обеспечено.

  • В скором времени будут проводиться активные восстановительные работы. Будет восстанавливаться инфраструктура, то есть проводиться строительство города Цхинвала. Я думаю, в составе Грузии РЮО точно не останется.

  • Южная Осетия числится пока в составе Грузии, и самый приемлемый вариант или первая ступень решения вопроса на сегодня — признание ее независимости. Самый важный вопрос — юридически оформить фактическое положение дел. Когда Южная Осетия будет независима, то присоединение к России станет более простым вопросом.

  • Лучший вариант, по моему мнению, это объединенная Осетия в составе РФ. В составе Грузии такой вариант даже не обсуждается. Как отдельная республика в составе РФ — возможно, на каком-то этапе, так как у Южной Осетии не хватает собственного потенциала — ни экономического, ни демографического: при 4 тысячах квадратных км площади всего 60 тысяч населения. Такой микроскопической республики нет в составе РФ, даже Адыгея, Ингушетия в несколько раз больше. Самостоятельно трудно будет развиваться. Экономическая интеграция с Южным федеральным округом РФ уже давно происходит. Граждане РСО-А и РЮО — один народ, и у нас должна быть одна республика.

  • Я считаю, что ни один человек в мире не может ответить на этот вопрос, потому что никто не знает, что будет дальше. Это так быстро не произойдет, и если даже Россия признает суверенитет Республики Южная Осетия, то мировое сообщество вряд ли с этим согласится. И ради этого нас исключат из ООН, и мы станем страной-изгоем. Нам придется выйти из числа стран «большой восьмерки». И в итоге из-за Южной Осетии мы можем потерять весь мир. Это же зависит не только от России, но и от международного признания. А они пока совершенно далеки от этого. Я считаю, что события будут развиваться очень медленно. Там бесконечно будут ездить миротворцы, сажать их за стол переговоров. Я думаю, как бы процесс ни шел, он будет очень долгим. Сейчас международное сообщество предъявит России свои претензии. Оно заставит восстановить все, что разбили, и призовут оказывать помощь Грузии. Будут сопротивляться, будут опять конфликты. Например, в США уже прозвучала фраза о том, что они пришлют сюда свой контингент по просьбе Грузии, и они имеют на это право. И сейчас говорить о каком-то статусе — значит ставить себя под удар. 30000 людей нужно вернуть в республику, чтобы можно было говорить о каком-то статусе. Запад будет стремиться к такому решению, чтобы территориальная целостность не была нарушена. А Россия на это не идет. Тем более на это не идут Южная и Северная Осетии. Этот вопрос неразрешимый. А Грузия никогда не отступит. Саакашвили сказал, что это дикая страна, сравнил ее с татаро-монгольским игом. Сейчас все политики мира говорят, что первым делом надо установить мир на этой территории, подписать договор о неприменении силы, и уйдут два-три года на то, чтобы подписать эти два документа. Россия никогда не пойдет на одностороннее признание, потому что весь мир отвернется от нее. Прибалтика отвернулась, Украина полностью на стороне Саакашвили, США, Англия… Что касается Франции, то с Саркози, когда он приехал сюда, о статусе вообще речи не было.

  • В Южной Осетии будут работать межнациональные строительные отряды, они будут восстанавливать всю инфраструктуру на более высоком технологическом уровне. Переселенцы будут включаться в созидательную деятельность. Будут работать не бесплатно. Политический аспект заморозят. Политические вопросы пока не надо ставить, потому что будут затронуты интересы ООН, каких-то стран, интересы России. Сейчас надо заявить, что надо подумать о людях. Заморозить это решение на полгода, несколько месяцев. Правильная политика Саркози — надо смягчить сначала позиции сторон. Ряд вопросов оставить в стороне на некоторое время. Парламент Северной Осетии обратился к парламенту РФ с просьбой принять решение о признании независимости Южной Осетии. Это будет в течение трех-четырех месяцев.

  • Я считаю, что в данном случае интересы России и мирового сообщества не совпадают. Для мирового сообщества, конечно, такая ситуация, когда Республика Южная Осетия останется в составе Грузии, нереальна. Но Запад может настаивать на том, чтобы Южная Осетия находилась под временным международным руководством, что нас не устраивает. И поэтому мы будем настаивать на том, чтобы Республика Южная Осетия вошла в состав РФ.

  • Нашей стране необходимы лоббисты, которые бы отстаивали интересы россиян, особенно в развитых странах. Так, у кандидата от республиканцев МакКейна советник грузинской национальности. Спрашивается, почему наши дипломаты не занимаются такими серьезными вопросами, ведь это же один из каналов воздействия на первых лиц государства?!

Заключение

Итак, материалы проведенного с 10 по 18 августа 2008 года массового и экспертного опроса, целью которого было изучение общественного мнения о сложившейся ситуации в Южной Осетии после нападения грузинской регулярной армии, позволяют сделать следующие выводы:

  • 98,8% опрошенных регулярно следят за событиями, происходящими в РЮО, что говорит о серьезной обеспокоенности жителей РСО-А данным конфликтом.

  • Обвиняют Грузию в неправомерном наступлении ее войск на территорию Республики Южная Осетия 87,2% респондентов. В данном конфликте задействованы не только Грузия и Россия, но и ряд западных стран, такие как: Соединенные Штаты Америки, прибалтийские страны, Великобритания, Польша, Украина и др. Была высказана точка зрения, что США потворствовали нападению для того, чтобы им было легче получить доступ к Кавказскому региону.

  • В Грузии создано автократическое государство, поддерживающее западные цивилизационные начала в условиях отсутствия демократии в Грузии.

  • Грузино-югоосетинский конфликт был допущен по вине дипломатов как стран СНГ, так и США, Западной Европы. В действиях современных российских дипломатов сказывается недостаточный уровень профессионализма.

  • Практически все опрошенные (98,2%) считают, что руководство России поступило правильно, направив российские войска для участия в боевых действиях в Южной Осетии. Эксперты отметили запоздалую реакцию российской стороны на действия Грузии. Россия знала, куда направлены интересы Запада, но, по всей видимости, ей нужен был какой-то повод для того, чтобы начать какие-либо действия. В целом действия РФ оцениваются экспертами как гуманный акт, сохранивший жизни тысячам людей. Некоторые эксперты выразили такое мнение, что российские действия должны были быть жестче.

  • 68,6% респондентов согласились с мнением, что российские власти должны были помогать отправке добровольцев в Южную Осетию, а 16,2% — против отправки на войну добровольцев. Экспертами выражено двоякое мнение по данному вопросу: одни считают, что осетинский народ должен сам позаботиться о защите своих интересов, тем более что невозможно запретить людям приходить на помощь находящимся в беде — это всегда было присуще народам Кавказа. С другой стороны, против подготовленной вооруженной армии должны действовать такие же подготовленные люди. А добровольцы в данном случае — лишние жертвы войны. Тем более что наша армия не испытывала недостатка в силе.

  • По мнению большинства респондентов (97,1%) и экспертов, решение руководства Российской Федерации выделить около 10 млрд рублей на восстановление разрушенного жилья в столице РЮО и других населенных пунктах республики было правильным. По мнению экспертов, большинство жителей РЮО — это граждане России, и она несет определенную ответственность по отношению к своим гражданам. Хотя среди экспертов имело место сомнение, что эти деньги полностью будут истрачены по назначению.

  • Несмотря на то что 12 августа 2008 года на территории Южной Осетии закончились крупномасштабные боевые действия грузинских войск, есть опасность возобновления подобных акций. Большинство экспертов считают, что война еще продолжится на политическом уровне.

  • Большинство респондентов считают, что авторитет российских лидеров и Президента Южной Осетии поднялся: 87,3% — у Д.Медведева, 92,3% — у В. Путина, 70,8% — у Эдуарда Кокойты. Эксперты считают, что Дмитрий Медведев показал себя как достаточно жесткий руководитель, чем заслуживает уважение народа. К действиям Эдуарда Кокойты эксперты отнеслись более сдержанно.

  • Большинство опрошенных граждан РСО-А видят РЮО в будущем в составе РФ. Есть мнение о полном суверенитете Южной Осетии, о временном международном руководстве. Но участниками массового опроса однозначно признается тот факт, что жить в грузинском государстве осетины не могут. Эксперты считают, что ввести Южную Осетию в состав Российской Федерации сейчас практически невозможно или очень сложно, так как весь мир против этого. Но и жить в одном государстве с людьми, которые на протяжении десятков лет имеют цель уничтожить целую нацию, тоже невозможно. Только правильная целенаправленная политическая борьба, грамотный публичный политический анализ конфликтной ситуации между Грузией и Южной Осетией позволят переломить убежденность мировой общественности в необходимости поддержки грузинской стороны. И только в этом случае есть надежда на независимость Южной Осетии от Грузии.


Комментарии (0)  |  Добавить комментарий