Северо-Осетинский Центр социальных исследований
Монографии, статьи, проекты, исследования
награды
особое


Молодежная политика во Владикавказе. Исследовательский проект INTAS.
15.01.2003
Дзуцев Хасан Владимирович
Вице-президент РОС по СКФО РФ,
Директор Северо-Осетинского Центра
социальных исследований ИСПИ РАН
доктор социологических наук, профессор


Х. В. Дзуцев

Молодежная политика во Владикавказе  |  Youth poliycy in Vladikavkaz


Общие сведения о городе и республике

Владикавказ - столица Республики Северная Осетия-Алания (РСО-А). Северная Осетия добровольно вошла в состав России в 1774г. В 1784г. на Военно-Грузинской дороге у входа в Дарьяльское ущелье Главного Кавказского хребта по близости от осетинского села Дзауджикау основана русская военная крепость под названием Владикавказ. Спустя несколько лет крепость получила статус города. Он являлся административным центром Терской области, а при Советской власти - Горской республики. С 1924г. - Владикавказ стал столицей Северо-Осетинской автономной области, а с 1936г. - Автономной Советской Социалистической Республики.

Сегодня численность жителей столицы РСО-А составляет более 325 тыс. человек - почти половину всего населения республики. Пятая часть горожан, более 62 тыс. человек - молодежь в возрасте от 18 до 30 лет. Этнический состав города более чем разнообразен - свыше ста национальностей. Представители титульной национальности - осетины составляют около 60%, вторая по численности группа - русские - более четверти.

Экономический потенциал Владикавказа составляют более 100 крупных и средних предприятий - свыше 70% всех производственных мощностей республики.

Условия для получения образования

Образовательный потенциал составляют 12 государственных и коммерческих ВУЗов и их филиалов с общим числом студентов 34 тысячи, готовящих также аспирантов и кандидатов наук; в 21 техникуме и ПТУ обучается около 10 тысяч молодых людей и более 46,5 тысяч школьников посещают 62 школы и интернаты.

Как видно, в столице созданы все необходимые предпосылки для получения образо-вания всех уровней кроме докторов наук. В настоящее время во Владикавказе создается филиал Российской академии наук, что не только расширит возможности молодежи по получению ученой степени кандидата наук в возрасте до 30 лет, но и создаст для них ре-альные перспективы дальнейшего повышения научного и социального статуса и, как следствие, положительную мотивацию труда на ранних стадиях взросления. Последнее особенно важно подчеркнуть в контексте проблемы занятости молодежи.

Проблема занятости

В 1998 году на территории республики проживало 135,6 тыс. человек в возрасте 16-29 лет, что составляет около трети всего трудоспособного населения. По данным выборочного обследования республиканского комитета статистики численность экономически активной молодежи составила 73,1 тыс. человек или 53,9% от общей численности молодежи. В их числе 44,6 тыс. человек (61,0%) заняты в экономике республики и 28,5 тыс. человек (38,9%) не имеют занятия, но ищут его и классифицируются по методологии МОТ как безработные. Из общей численности безработной молодежи зарегистрированных в службе занятости 2,7 тыс. человек (9,5%) на 1 октября 1999 года официально признаны безработными.

В 1999 году в органы службы занятости РСО-А в поисках работы обратилось 10,0 тыс. человек, из них 3,5 тыс. человек (34,2% от общего числа обратившихся) - молодые люди в возрасте 16-29 лет и 2,2 тыс. человек (21,6%) - подростки в возрасте 14-15 лет.

1998г.
  всего чел. 16-29 лет 14-15 лет t безработицы (мес.)
% % 1998 1999
Республика 10038 37,3 21,6 7,6 5,8
г. Владикавказ 3195 47,6 11,3 3,5 3,8
районы:
Алагирский
481 19,9 30,1 6,9 6,6
Ардонский 522 21,3 47,5 8,4 9,8
Дигорский 771 11,8 22,7 9,3 8,4
Ирафский 520 28,8 28,1 7,3 6,2
Кировский 729 31,7 19,8 10,9 11,3
Моздокский 1517 26,6 23,2 3,4 6,6
Правобережный 645 22,9 36,6 6,1 6,1
Пригородный 1225 56,0 29,9 8,3 6,9
Отдел профобучение 433 76,4 3,2 - -

Наибольший удельный вес молодежи среди обратившихся отмечался в г. Владикавказе (47,5%), в районах: Пригородном (56,0%), Кировском (31,7%), Моздокском (26,6%) и Ирафском (28,8%), подростков - в районах: Ардонском (47,5%), Правобережном (36,6%), Алагирском (30,1%), Пригородном (29,9%).

Уровень регистрируемой безработицы за 1999 год в среднем по республике уменьшилась с 3,8% на начало года до 3,7% на 01.10.99 год.

Изменилась средняя продолжительность периода безработицы среди молодежи. При среднем периоде поиска по республике 6,7 месяца, средняя продолжительность безработицы среди молодежи на 01.10.99г. составляет 5,8 месяцев (на 01.01.99г. - 7,6 мес.).

Особые трудности в подборе работы испытывают молодые люди, проживающие в сельских районах республики, где продолжительность безработицы составляет в среднем 7,2 месяцев.

Первоочередными задачами в области содействия занятости молодежи являются создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, и сокращение время поиска работы для остальной части безработной молодежи. При этом основное внимание уделяется трудоустройству выпускников различных образовательных учреждений.

Ежегодно учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования республики выпускают с дневного отделения около 9 тысяч специалистов, причем выпуск 1998-99 учебного года возрос по сравнению с 1996-97 учебными годами - на 12,0%.

Из числа окончивших средние специальные учебные заведения в 1998 году востребовано по заявкам работодателей 6,3% выпускников. Вместе с тем, в сравнении с предыдущим периодом, доля получивших направления на работу в общем выпуске высших учебных заведений сократилась с 31,2% до 24,8%. Значительно выше уровень распределения среди выпускников профучилищ - 60,4% в 98г. против 50,2% в 97г. Соответственно, и число обратившихся в службу занятости в 99г. выпускников этих учебных заведений в пять раз ниже, чем выпускников ВУЗов, и в три раза, чем выпускников средних специальных заведений.

В службу занятости в 1999 году обратилось 859 выпускников высших, средних специальных учебных заведений и профессиональных училищ или 9,5% от общего числа обратившихся.

Кроме того, на регистрируемом рынке труда в 1999 году оказалось 3002 выпускников общеобразовательных школ, не продолживших образование и не приступивших к работе. В основном это молодежь, не имеющая профессиональной подготовки. Поэтому одним из важных направлений службы занятости является профессиональное обучение и трудоустройство молодежи, впервые вступающей на рынок труда.

Несмотря на некоторое снижение общей численности безработных молодых людей, сокращение рабочих мест и повышение требований работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу, резко обострили проблему их трудоустройства. Каждый третий из числа безработной молодежи, зарегистрированный в службе занятости, является выпускником общеобразовательных школ или учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Из числа выпускников, зарегистрированных в службе занятости, получили работу 244 человек. Следовательно, рассчитывать на реальное трудоустройство в сложившейся ситуации может лишь каждый третий выпускник.

Серьезные трудности вызывает трудоустройство выпускников школ, которые, в основном, не имеют специальности. Проблема их трудоустройства перерастает в проблему профессиональной подготовки. В 1999 году службой занятости было направлено на профессиональное обучение 224 выпускника общеобразовательных школ.

Организация профессиональной подготовки молодежи способствует повышению их конкурентоспособности на рынке труда. В 1999 году 450 молодых людей, не имеющих профессию или желающих получить новую, было направлено на обучение, из них 226 человек являлись выпускниками ВУЗов, средних специальных учебных заведений, профессиональных училищ.

В результате проводимой работы в отчетном периоде возрос уровень трудоустройства выпускников высших учебных заведений (с 7,2% до 9,7%), средних специальных учебных заведений (с 8,3% до 14,8%), профессиональных училищ (с 1,1% до 3,5%). Однако уровень трудоустройства выпускников учебных заведений среднего и начального профессионального образования остается ниже средне республиканского показателя, так как они менее защищены от безработицы, чем, например, высвобождаемые рабочие, имеющие определенный опыт работы и квалификации.

Положение выпускников на рынке труда, как и других групп населения, в конечном счете, определяется соотношением спроса на рабочие места и предложения рабочих мест со стороны предприятий, их конкурентоспособностью, зависящей от уровня квалификации.

Изучение особенностей формирования рынка труда выпускников учебных заведений показало, что в общем предложении рабочей силы доля выпускников учебных заведений в сравнении с 1998 годом практически не изменилась. На конец 01.07.99 года в службе занятости зарегистрировано 3621 выпускников учебных заведений (без учета выпускников общеобразовательных школ). В сравнении с предыдущим периодом в общей численности состоящих на учете в службе занятости выпускников возросла доля окончивших высшие учебные заведения и одновременно сократилась доля окончивших учебные заведения среднего и начального профессионального образования. Несмотря на снижение доли выпускников средних учебных заведений и профессиональных училищ, их численность составляет более 70% всех выпускников.

В 1998-99 учебном году выпуск специалистов с дневного отделения высших учебных заведений составил 2856 человек, что на 22,0% выше выпуска 1996-1997 учебного года. Из них по вопросу трудоустройства в службу занятости обратилось 450 человек или 15,8% от общего выпуска.

На 1 января 1999 года среди выпускников высших учебных заведений, состоящих на учете в службе занятости, больше всего оказалось молодых людей, закончивших СОГУ (29,8%) и СКГТУ (12,1%). В основном это специалисты, имеющие квалификацию преподавателей, юристов, экономистов, технологов, инженеров.

Конъюнктура спроса на рынке труда вынуждает безработных выпускников менять профессию даже не начав работать. На профессиональное переобучение по специальности закройщик-модельер с последующей гарантией трудоустройства в 1999 года направлено 9 выпускников высших учебных заведений. Знание компьютера становится обязательным для специалистов и повышает их конкурентоспособность на рынке труда. По специальности оператор ЭВМ переобучено 24 человека.

На начало 1998-99 учебного года выпуск специалистов дневного отделения средних специальных учебных заведений республики составил 2720 человек, по сравнению с предыдущим учебным годом их численность увеличилась на 2,6%. В службу занятости за содействием в трудоустройстве в 1999 году обратилось 56 выпускника.

Анализ профессионального состава спроса и предложения рабочей силы показал, что, как и в предыдущем году, в связи с отсутствием спроса наибольшие трудности с трудоустройством испытывают выпускники средних специальных учебных заведений, имеющие квалификацию: бухгалтер, экономист, воспитатель детского сада, юрисконсульт.

Возникающие трудности с подбором места работы и несоответствие профессиональной подготовки выпускников спросу на рабочую силу вызывает необходимость их переподготовки с гарантией трудоустройства. В 1999 году прошли переобучение и получили вторую профессию 134 выпускников средних специальных учебных заведений республики, в том числе: 31 - медсестра-массажист, 18 - бухгалтер со знанием компьютера, 8 - водители, 17 - газосварщик, 6 - модельер-закройщик и др.

В 1999 году завершили образование в профессиональных училищах 3,5 тыс. человек, из них 66 обратились за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости.

Среди невостребованных на рынке труда выпускников профессиональных училищ больше всего оказались молодых людей, получивших следующие специальности: вязальщицы, кондитер, портные.

В результате несоответствия профессиональной подготовки выпускников спросу на рабочую силу 24 человека или 19,4% выпускников, окончивших профессиональные училища в 1999г. и зарегистрированных в службе занятости, были вынуждены получить вторую профессию. Переобучение проводилось только при наличии гарантии трудоустройства под рабочие места.

Проведенный анализ показал, что основными факторами, оказывающими влияние на напряженность на рынке труда молодежи и возникающие сложности с их трудоустройством являются:

  • Сложившаяся структура общественного производства, реально воспроизводимые рабочие места зачастую не могут удовлетворить запросы молодых людей с точки зрения их качества и уровня оплаты труда. Так, среди имеющихся вакансий в службе занятости подавляющая часть (85%) предназначена для рабочих, более 20% от общего числа вакан-сий низкооплачиваемы (300 руб.).

    Среди причин отказа выпускников от предлагаемых вакансий 75,7% составляют от-казы в связи с низкой заработной платой, 24,3% - с неподходящими условиями труда.

  • Отсутствие практического опыта работы и относительно низкая профессиональная квалификация выпускников. Отлаженные, в свое время, связи предприятий и учебных за-ведений нарушены, что осложняет проведение производственной практики и отражается на уровне подготовки. В результате основными причинами отказа работодателей в приеме выпускников являются отсутствие опыта работы (13,5%) и несоответствие квалификации (2,4%).

  • Несоответствие полученной молодыми людьми профессии потребностям рынка труда. Результаты анализа квалификационного состава спроса предприятий и организаций республики на специалистов и предложения рабочей силы со стороны выпускников учеб-ных заведений показал, что практически оказываются невостребованы юристы, ветери-нарные врачи, техники-технологи, воспитатели детского сада, бухгалтеры, экономисты, техники-механики, техники-строители, подготовку которых продолжают ССУЗы респуб-лики.

Среди вакансий рабочих наибольшим спросом пользуются рабочие строительных специальностей (плотники, каменщики, столяры), газоэлектросварщики, слесари-сантехники, водители автомобиля.

Для дальнейшего решения проблемы трудоустройства выпускников департаментом ФГСЗН по РСО-А разработана Программа обеспечения занятости молодежи и подростков на 1999-2000 годы. Программа предусматривает тесное взаимодействие всех заинтересованных сторон республики в решении проблем получения профессионального образования и социальной защиты молодежи.

Организация досуга

Досуг молодежи - одна из важнейших составляющих молодежной политики. Столица в полной мере оправдывает свой статус и в культурном отношении: три драматических, музыкальный, детский кукольный театры и филармония, краеведческий и художественный музеи, одна из крупнейших на Северном Кавказе научная библиотека, планетарий, Дворец детского творчества и ряд аналогичных домов, около десятка дворцов культуры и еще столько же кинотеатров, три дворца спорта (не считая ведомственных - около десятка) и четыре стадиона.

Как видно из приведенных выше данных, в столице имеется неплохая база для активного и познавательного досуга. Однако не всегда можно говорить о доступности всех этих площадок, кроме того, по нашим оценкам, не ведется широкое, систематическое привлечение внимания молодежи к имеющимся источникам знания и здоровья, что мы считаем решающим условием формирования соответствующих установок. В результате действия обоих факторов востребованность и отдачу данной инфраструктуры можно оценивать как слабые или даже крайне слабые.

Слабое действие прагматично-позитивных мотивов - повышение эрудиции, здоровый образ жизни - ведет к обращению сознания молодежи в сторону нелучших, а то и худших образцов поведения. Рост в геометрической прогрессии кафе и ресторанов со слабо контролируемой продажей спиртного и сигарет способствует раннему приобщению к этим вредным привычкам, к самому образу жизни. Пока сильным сдерживающим фактором для молодежи служит финансовая труднодоступность к данному виду досуга. Однако, во-первых, получают развитие его суррогатные формы - распитие дешевого алкоголя "под кустом"; во-вторых, подталкивается желание заполучить на эти цели "легкие" деньги - кража, грабеж, разбой, угон автотранспорта; в-третьих, по мере повышения общего уровня благосостояния данный вид досуга будет все более доступным.

В связи с этим наблюдается постоянный рост антисоциального поведения (нецензурная брань, непристойные действия) наркомании, проституции и детской-молодежной преступности. Причем последняя меняется не только количественно, но и качественно в сторону отягчения.

Очевидно, что молодежная политика в области досуга упирается в целенаправленную работу по созданию специализированной молодежной инфраструктуры в сфере развлечений и "индустрии здоровья".

Законодательное и управленческое обеспечение молодежной политики

За последнее время в области законодательного обеспечения молодежной политики сделан ряд важных шагов. В феврале 1997г. принят республиканский закон "О государственной молодежной политике". Он устанавливает ряд базовых прав и порядок их реализации. Среди них - следующие.

Содействие экономической самостоятельности. В частности, речь идет о создании рабочих мест и установлении квоты для предприятий по приему на работу молодежи в возрасте до 18 лет. В дальнейшем решением Правительства эта квота была установлена на уровне 3%.

Государственная поддержка молодежных предприятий. Органам власти на местах разрешается установление льгот для указанных предприятий и отдельных молодых граждан. Гарантируется льготная оплата государственных юридических услуг при разгосударствлении собственности.

Создание молодежных бирж труда, молодежных досуговых центров, молодежных жилищных кооперативов. Однако мы не располагаем данными о создании хотя бы одного из последних.

Гарантируются социальная защита, материальная самостоятельность и поддержка молодых граждан и семей. В частности, льготное выделение земельных участков под строительство или фермерского хозяйства; студентам из малообеспеченных семей оказывается разовая помощь в размере 50% от суммы поднайма жилья, а также 50% скидка на междугородний транспорт; скидка не менее 50% для указанной категории студентов и военнослужащих при пользовании услугами культурных и оздоровительных учреждений; беспроцентная ссуда молодым семьям на 20 лет в случае рождения ребенка, при рождении второго ребенка в течение последующих 3 лет сумма возврата уменьшается на 50%, а при рождении на таких же условиях третьего ребенка, долг списывается полностью.

Законом устанавливаются и другие права, реализующиеся в поддержке талантливой молодежи, молодежных и детских организаций, физического и духовного развития. Механизмом реализации по закону является принятие и осуществление республиканских Программ по различным направлениям.

В том же году издан Указ президента РСО-А об открытии лицевых счетов на каждого родившегося ребенка в размере 3 минимальных размеров оплаты труда (250 рублей или около 10 долларов США, с 01.07.2000 эта сумма составит 390 руб. или 14 долл.). Правительством учреждена "Молодежная бизнес-палата".

В соответствии с упомянутым законом принята республиканская "Программа обеспечения занятости молодежи и подростков на 2000". Принята "Республиканская комплексная целевая программа "Молодежь Осетии" на 2000-01г.г." Она состоит из 11 подпрограмм по следующим направлениям: развитие гражданственности и патриотизма; профилактика наркомании и преступности; занятость; поддержка молодой семьи, производства, талантливой молодежи, молодежных и детских организаций и организация досуга; развитие физической культуры и спорта, межрегионального и международного сотрудничества, информационно-аналитической системы; экологическое воспитание и мероприятия. Общий объем затрат около 24 млн. руб.

Однако следует заметить, что указанные суммы - лишь небольшая часть государственных затрат в области молодежной политики. Структуру затрат можно упрощенно представить в следующем виде: 1) государственное воспитание, обучение, оздоровление; 2) содержание той части государственного аппарата в сфере исполнительной власти, который реализует молодежную политику; 3) программы, комплексы или единичные мероприятия. По характеру эти затраты можно разбить на базовые и дополнительные. Затраты по первым двум направлениям - базовые, поскольку имеют статус само собой разумеющихся, кроме того на этих работах также занят большой процент молодежи. Реализация социально-значимых проектов - дополнительные затраты. Однако важным моментом является соотношение (базовых) затрат на содержание организационной структуры (аппарата) и дополнительной помощи. Если первое превалирует над вторым, то аппарат существует, только чтобы "проедать" бюджетные и иные средства.

Понятно, что источники и потоки финансирования по этим трем направлениям распределены неодинаково. Данные приводятся по республике в целом, т.к. нет возможности выделить объемы финансирования программ и мероприятий по месту их проведения (имеется в виду Владикавказ). В то же время, можно оговориться, что поскольку сама столица составляет половину населения, основная молодежная инфраструктура и источники финансирования находятся здесь же, а также, в основном, наиболее сильно выражены социальные проблемы, то и большая часть средств, по-видимому, остается во Владикавказе.

Так, по данным Республиканского Комитета по делам молодежи Правительства РСО-А (КДМ), сумма дополнительного финансирования из республиканского бюджета в 1999г. составила 1832 т.р.; федерального - 175 т.р., внебюджетная подпитка - почти 268 т.р.

Разумеется, подавляющая часть базового финансирования осуществляется за счет госсредств, а в сфере дополнительной помощи государственные и внебюджетные затраты в 1999г. вполне сопоставимы. Правда, пока это явление нельзя назвать тенденцией, скорее, - первой ласточкой, поскольку в предыдущие два года внебюджетных источников не было. То же можно сказать и о федеральном финансировании. Затраты же республиканского бюджета на дополнительное финансирование также существенно выросли: 1194194 руб. - 1997г.; 1185491 руб. - 1998г. (с учетом деноминации).

В дополнение следует отметить, что параллельно идет финансирование городских молодежных программ и мероприятий из соответствующего бюджета: 17282 руб. - 1997г.; 45117 руб. - 1998г.; 26000 руб. - 1999г. Направления по которым распределяется дополнительная помощь из средств КДМ, включая все источники финансирования, и их объемы в 1999г. - это: спорт и туризм (око-ло 260 т.р.), досуг и инновационно-развивающие мероприятия (свыше 290 т.р.), межнациональное сотрудничество (свыше 105 т.р.), профилактика наркомании (87 т.р.), военно-патриотическое и оздоровительные мероприятия (свыше 260 т.р.), занятость (свыше 14 т.р.), поддержка общественных организаций (около 494 т.р.), информационное обеспечение (свыше 64 т.р.), подразделения КДМ (свыше 613 т.р.), поддержка районных КДМ (около 63 т.р.), "Молодые кадры" (около 12 т.р.).

Подводя итоги, следует сказать, что проблемы молодежи Владикавказа и РСО-А в целом - сложный комплекс. К их решению приковано определенное внимание законодательной и исполнительной власти, общественных организаций. Однако эта работа далека от совершенства. Именно поэтому безработица среди молодежи выше, чем в других возрастных группах, ее экономическая самостоятельность не выдерживает критики, а желание вступать в брак и иметь детей постоянно убывает... Список можно продолжать. Как здесь не упасть и уровню общественной морали, особенно в молодежной среде?

Какими же видятся перспективы, есть ли надежда на улучшение, где пути к нему? Нам кажется, что в самое последнее время, особенно с появлением на политической сцене общероссийского лидера новой формации - В.Путина, стало формироваться принципиально иное, долгожданное отношение к социальной политике. Именно потому, что оно так долго ожидалось, выстрадано есть гарантии, что процесс реформ пойдет быстрыми темпами и сверху, и снизу. И есть надежда, что сама молодежь сменит аполитичность, инертность (самая низкая явка на выборы) на социальную активность.


Комментарии (0)  |  Добавить комментарий