Северо-Осетинский Центр социальных исследований
Монографии, статьи, проекты, исследования
награды
особое


Диплом или профессия? Статья в газете «Северная Осетия» от 14.10.2020.
23.10.2020
Дзуцев Хасан Владимирович
Вице-президент РОС по СКФО РФ,
Директор Северо-Осетинского Центра
социальных исследований ИСПИ РАН
доктор социологических наук, профессор


Х. В. Дзуцев

Всем известно, что ученье – свет, а неученье – тьма. Однако оказывается, что излишняя ученость общества создает не меньше проблем, чем его дремучесть. По крайней мере, это следует из материалов Центра исследования приграничных регионов Юга России ИСПИ РАН и кафедры социологии и политологии СОГУ им. К.Л. Хетагурова под руководством доктора социологических наук, профессора, завкафедрой Хасана ДЗУЦЕВА. Подробнее об этом – в интервью ученого.

– Хасан Владимирович, среди тем ваших исследований есть и такая, как высшее образование. Из каких моментов она складывается?

– Предметом изучения и анализа для социологов выступают как условия получения и качество знаний, так и установки населения в отношении высшего образования.

Наши респонденты уверены, что шансов на лучшую жизнь больше у человека с высшим образованием, чем со средним. "Высшее образование, безусловно, важно" для 70,2% опрошенных, "скорее, важно" – для 16,7%, "скорее, неважно" – всего для 6%.

В свою очередь это мнение во многом основано на том, что зачастую работодатели даже не вспоминают про вкладыш с оценками в дипломе...

– Как же сегодня выглядит система высшего образования страны и республики?

– В настоящее время в стране насчитывается около трех тысяч вузов. У нас в республике считается престижным поступать в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, а тем более учиться за границей. Однако этим уже никого не удивишь, ведь на коммерческой основе можно поступить куда угодно, но это далеко не гарантия хорошего образования!

В 1990-х – начале 2000-х в стране расплодилось немыслимое количество "вузов" и их филиалов, добрая половина которых не имела государственной аккредитации. Серьезное ослабление государственного контроля качества преподавания в вузах привело к его резкому снижению, и у нас появилась армия функционально неграмотных дипломированных "специалистов", большинство из которых не могут найти работу по специальности. Более того, еще недавно диплом можно было купить едва ли не в любом метро и подземном переходе.

Сказанное во многом справедливо и для огромного количества иностранных вузов, среди десятков тысяч которых также высоко котируются лишь сотни, если не десятки.

– А какую оценку в связи с этим вы дадите вузам нашей республики?

– Работая в СОГУ уже не одно десятилетие, могу с полным правом утверждать, что здесь на высоком уровне преподаются и естественные, и гуманитарные науки. Так что и после наших вузов можно найти работу в любом уголке земли, если действительно учиться, а не "посещать", тем более, прогуливать занятия!

На своем родительском опыте могу сказать, что хорошее образование можно получить и в вузах нашей республики. Мои сыновья окончили СОГУ и СОГМИ и без всякой протекции состоялись как специалисты и оказались востребованы в науке и бизнесе, причем, в ведущих странах мира.

– Что можно сказать об уровне производительных сил и состоянии рынка труда в стране и республике?

– В итоге протекания описанных выше негативных процессов в экономике страны и ее отдельных субъектов произошла резкая деформация кадровой структуры. Число обладателей "высшего образования" и такого же качества "ученых степеней" намного превышает спрос на них на рынке труда. При этом профессиональное сообщество все больше сужается, и страна все больше нуждается в технических специалистах и высококвалифицированных рабочих.

Многолетняя практика "всеобщего высшего образования" принесла только отрицательные результаты. Вместо того чтобы осваивать нужные для рынка труда профессии, многие молодые люди бесплодно проводят четыре-шесть лет в вузах. А ведь за это время они могли бы стать мастерами в какой-либо области и финансово самостоятельными людьми.

– А что показывает опыт передовых стран?

– Еще недавно в Европе высшее образование было платным и являлось показателем богатства. Однако в 1990-х учеба в вузах стала по карману многим или даже вовсе бесплатной... Последствия не заставили себя ждать: тысячи выпускников не могли найти себе применение и оказывались беспомощными в реальной жизни. Около 70% стали безработными, работали не по специальности или искали неквалифицированную работу за границей. Ничего вам не напоминает из нашей нынешней действительности?!

Положение выправилось, когда диплом о высшем образовании вновь стали иметь менее 15% трудоспособного населения, а основную долю валового продукта передовых стран обеспечивают работники со средним школьным образованием.

Так что зарубежный опыт говорит, что для экономики избыток специалистов с высшим образованием не нужен. Необходимо создание приемлемых условий для работы 80–90% населения, которые и производят основную часть ВВП.

– Какие выводы мы можем сделать из этого для совершенствования системы образования нашей республики?

– Материалы наших исследований показали, что трудовой рынок в республике пока не определяет перечень специальностей и профессий в системе вузовского образования. Этим отчасти можно объяснить низкий уровень подготовки ряда специалистов для реального сектора экономики и их востребованности.

В профессиональном научном сообществе все больше крепнет мнение, что необходимо коренным образом менять систему образования. Она должна играть опережающую роль по отношению к развитию производства, отвечая не только сегодняшним, но и перспективным потребностям общества.

Беседовал Всеволод РЯЗАНОВ


Комментарии (0)  |  Добавить комментарий